"Свадьба" по сценарию Павла Лунгина и Александра Галина

В каком театре в этом сезоне я был чаще всего? Конечно, на Таганке. По самой простой причине. Именно здесь больше всего премьер. В некоторых театрах – если покажут что-то новое раз за сезон, уже хорошо. А на Таганке – каждый месяц премьера (а то и две). В моем личном списке самых интересных постановок сезона уже три спектакля Таганки («Шестеро любимых», «Долгие проводы» и «Веселые ребята»). После похода на «Свадьбу» - их стало четыре. Так получилось, что «Свадьба» вышла почти одновременно с «Деревянными конями» . И, несмотря на то, что это совершенно разные спектакли, лично я бы объединил их в дилогию. (Хотя это явно не задумывалось). В обоих случаях действие происходит в глухой провинции. «Деревянные кони» — плач-реквием по уходящей деревне. Я критиковал постановку за то, что её проблематика слишком далека от моих, городских проблем. Спектакль хороший, но героев мне не жалко. С моей точки зрения, они совершают иррациональные действия. Как итог – сами виноваты во всех своих проблемах. Но прошло время. Деревни, описанные в «Деревянных конях» вымерли. А часть их жителей переехала в маленькие городки. Поэтому «Свадьба» - в каком-то виде продолжение «Деревянных коней». Это история о внуках тех людей, кто был показан в «Деревянных конях». Проблемы у тех и других похожие. Но люди изменились, и те же самые проблемы они решают совсем по-другому. Более рационально. И эти решения ближе и понятнее мне, как жителю мегаполиса. Жанр «Свадьбы» я бы обозначил как комедийный треш (не оскорбление – треш вообще мой любимый жанр). Действие происходит в маленьком городе Сланцы. Спектакль – в двух действиях. В первом – подготовка к свадьбе, во втором – сама свадьба. Мне показалось, что «Свадьбу» надо смотреть сразу после просмотра известной комедии «Горько». Несмотря на то, что сюжетно это две разные истории – в них очень много общего. В обоих случаях – это маленький город, пьянки, гулянки, менты, стрельба, конкурсы с воздушными шариками, крутые дядьки, драки – в общем, все положенные атрибуты. В чем же разница? В любви! Создатели «Горько» - не любят своих героев, для них главное похайпиться на тему "ах, какие же эти провинциалы-то тупые!". Создатели «Свадьбы» - любят. И это сразу чувствуется. Да, и у них провинциалы тупые, но поданы с любовью. Оказывается, что даже дворовых гопников, алкашей, продажных ментов можно сыграть красиво, изящно, с душой. Благодаря этому мы не просто ржем над персонажами, мы проникаемся их проблемами. Герои не кажутся глупыми (как это было в «Горько».). Как раз наоборот – невольно проникаешься их миром и понимаешь всю логичность их поступков. Спектакль начинается с новогодней елкой, которая сверкает лампочками, пока рассаживаются зрители. Поэтому у меня до начала был некий диссонанс. Вроде же на «Свадьбу» шел. При чем тут новый год? Но проходит минута действия – и все становится на свои места. В спектакле даже нет отрицательного героя в чистом виде. Роман Колотухин – Гаркуша – местный гопник-алкаш, причина большинства проблем главных героев. То он чужие деньги пропьет, то совершенно случайно родственницу невесты ограбит, но он понятен и логичен. Терпеть не могу такую публику, но здесь даже у меня он не вызывал отторжения. Почему? Потому что показаны две разные стороны одного человека. Да, он мерзок и противен, но он готов на самопожертвование. И обе стороны – искренние! Продажный мент хочет по-быстрому арестовать жениха, так как влюблен со школы в невесту, олигарх, содержанкой которого была невеста на протяжении пяти лет – тоже персонажи если не положительные, то и не отрицательные. И их логика понятна. И им мы сочувствуем, точно так же, как и остальным. Большинство героев – типажи: отец жениха, в прошлом заслуженный человек в области, собирающий последние рубли на свадьбу сына, пьяница-баянист, который на протяжении всего спектакля пытается сбацать «Полет Шмеля», владелица столовой, поющая «Два кусочечка колбаски». Но типажи не плоские, картонные, а живые. Даже когда на свадьбу приваливает куча никому не известных гостей – то каждый персонаж проработан, уникален. А с учетом того, что часть действия свадьбы происходит в зрительном зале, то невольно чувствуешь себя таким же гостем, как будто действительно побывал на провинциальной свадьбе. Из главных минусов – неудачный выбор актера играющего жениха (Кирилл Янчевский). Хороший актер, не спорю, но здесь он был наименее интересным и хуже всего проработанным, самым плоским из всех персонажей. К счастью, на общем фоне не критично. Также хотелось бы упомянуть безупречную работу художника-постановщика Николая Симонова. Декорации масштабные, но безупречно продуманные. Одна из лучших работ художника в этом сезоне. Безупречен и подбор музыки (за звуковой дизайн отвечал Николай Архангельский). Тут набор как и известных провинциальных хитов, так и совершенно незнакомых песен. Все к месту, все интересно. Все музыкальные номера – украшение спектакля. В общем – два совета. Совет первый: Идите на «Свадьбу» однозначно! Совет второй: Перед походом на «Свадьбу» посмотрите «Деревянные кони» на той же Таганке и комедию Крыжовникова «Горько» (в интернете). Тогда получите полную картину.

"Свадьба" по сценарию Павла Лунгина и Александра Галина
© Ревизор.ru