Рынок диких животных: как устроена одна из самых опасных и разрушительных нелегальных отраслей в мире
За последние 50 лет популяции диких животных сократились на 68% по причине активного вмешательства человека в природные процессы. По выражению писателя Джеймса Маккинона, мы приблизились к «десятипроцентному миру», в котором дикая фауна занимает всего 10% от всей биомассы животных. Согласно исследованиям, диких млекопитающих осталось всего лишь 4%, домашних — 60% и людей — 36%. Дикие птицы составляют 30% по отношению ко всем пернатым, оставшиеся 70% — это домашние птицы, преимущественно цыплята-бройлеры.
Процесс вымирания биологических видов и сокращения популяций диких животных называют дефаунацией. Её причинами зачастую становятся разрушение и фрагментация среды обитания животных в результате развития сельского хозяйства и промышленности, вырубок и пожаров, ускоренных темпов урбанизации и климатических изменений. Но есть и другая не менее важная причина — животных отлавливают или убивают, чтобы отправить их на рынки дикой природы. Там они сами, их мясо, шкуры, кости и органы становятся товаром.
Насколько велик рынок диких животных?
Масштабы торговли продуктами дикой природы, куда входит рынок животных и дериватов, впечатляют. В год доходы от продаж составляют более 100 млрд долларов, а теневой сегмент достигает 300 млрд и является одной из крупнейших нелегальных отраслей в мире наряду с торговлей наркотиками, оружием и драгоценными камнями. Только в законный оборот ежегодно вовлекается в среднем 25–30 тыс. приматов, 2–5 млн птиц, 10 млн шкур рептилий, несколько миллионов лап лягушек.
Россия является активным участником международного рынка диких животных. Рост глобального спроса и отсутствие необходимого контроля за отраслью внутри страны стимулирует увеличение как законного, так и незаконного оборота. Согласно докладу WWF, за период с 2012 по 2018 гг. нелегально пытались ввезти в страну более 100 тыс. живых особей, 12 млн дериватов (частей тел животных), а вывезти — около 3000 живых особей, более 22 700 дериватов.
Как регулируется торговля дикими животными в России?
В нашей стране полностью запрещен любой оборот особо ценных животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ — предусмотрена уголовная ответственность, миллионные штрафы и лишение свободы до 8 лет (ст. 258.1 УК РФ). Аналогичное наказание грозит за провоз через таможенную границу (контрабанду) особо ценных диких животных и стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере (типы товаров и размер партии определен в ст. 226.1 УК РФ).
Оборот регулируется также международными договоренностями, такими как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). За незаконный оборот таких животных внутри страны предусмотрено лишь административное наказание в виде небольшого штрафа. Перемещение животных и дериватов через таможенную границу, если их суммарная стоимость не превышает 1 млн рублей (для кабарги, гималайского и бурого медведей не превышает 100 тыс. рублей), также не имеет серьезных последствий для торговцев.
Эксперты отмечают, что существующая правовая база крайне фрагментарна — нормы и правила, связанные с оборотом диких животных и дериватов, представлены в различных документах, что сильно затрудняет согласование между ведомствами и контроль. Дельцы легко обходят разрозненные положения законодательства, платят небольшие штрафы или подстраивают свою сеть под новый порядок и продолжают заниматься торговлей.
Куда продают диких животных из России?
Для коммерческого оборота на внутреннем и внешнем рынках наибольший интерес представляют дериваты сайгака, амурского тигра, а также бурого и гималайского медведя и кабарги. В китайских дельфинариях большим спросом пользуются касатки и белухи, выловленные в российских морях. В странах Персидского залива для традиционной охоты покупают живых соколов. Но главными рынками дериватов диких животных все же остаются Китай и страны Юго-Восточной Азии.
«В российских регионах, которые соседствуют с Китаем, есть повышенный спрос на дериваты диких животных, которые используются в традиционной медицине и кулинарии. В странах Юго-восточной Азии востребованы части тела тигра и леопарда, жир лягушек, панты северного оленя, рога сайгаков и мускус кабарги. Медвежьи лапы являются новогодним деликатесом», — рассказывает Владимир Кревер.
Одним из самых популярных товаров на экспорт, наряду с мускусом кабарги и дериватами медведей, являются живые хищные птицы — зафиксированные случаи контрабанды составляют 29%. Активный спрос поддерживается со стороны Саудовской Аравии, Катара, Бахрейна, Кувейта. По оценкам экспертов, каждый год из России только кречетов вывозиться около 400 особей. Такой спрос в десятки раз превышает естественный потенциал гнездовий птиц.
«На Камчатке кречеты были истреблены полностью ради продажи. В Алтай-Саянском регионе активно ловят сапсанов и балобанов. Крупные соколообразные пользуются очень высоким спросом в странах Ближнего Востока, где они востребованы для проведения элитной соколиной охоты», — рассказывает Владимир Кревер.
Каких экзотических животных привозят в Россию?
В России в целом наблюдается возрастающий интерес к покупке и содержанию в неволе диких экзотических животных. Согласно официальным данным, на российской границе каждый год задерживают более 50 тыс. животных из списка СИТЕС. Значительную часть ввозимых животных составляют различные виды рыб, птиц, амфибий и рептилий. Но развивается и рынок млекопитающих — можно приобрести обезьян, тигров, львов и даже носорогов.
«Главным образом торговля идет через транспортные хабы — Москву и Санкт-Петербург. Там изымаются большие партии с попугаями, черепахами, обезьянами, дикими кошками. Незаконная торговля экзотическими животными является прибыльным делом, приносит большие деньги. Штрафы не очень большие, и торговцы легко идут на риск», — говорит Владимир Кревер.
Анализ интернет-рынка, где главным образом происходит торговля дикими животными, показал, что 90% всех объявлений содержат информацию о покупке или продаже живых экзотических животных, преимущественно рептилий, птиц и приматов, включенных в списки СИТЕС. Продавцы заявляют, что животные были выведены в неволе, но в большинстве случаев это нелегально ввезенные в страну животные, изъятые из дикой природы. Российский рынок экзотов, хотя он все еще меньше рынка в Европе и США, наносит ощутимый вред фауне всей планеты.
Почему торговлю дикими животными так сложно остановить?
Высокий спрос на диких животных и дериваты приводит к возникновению устойчивой торговой сети. Обнаружить контрабанду бывает очень сложно — небольших животных и дериваты прячут в тайниках и перевозят в поездах, кораблях и даже самолетах. Для торговли используются социальные сети, форумы и персональные сайты, где не всегда можно отследить продавца. К тому же часто действует система предзаказа, и проверить наличие документов, подтверждающих происхождение товара без контрольной закупки, нельзя.
Некоторых животных специально для продажи живых особей или дериватов научились разводить на фермах. Рожденные в неволе животные, даже включенные в списки СИТЕС, и их дериваты имеют специальные документы и могут легально быть проданы. Контрабандисты пользуются этим, подают декларацию об экспорте животных, выведенных в неволе, но вместо них продают зверей, которые были выловлены в дикой природе.
«В Китае появляются сейчас фермы по разведению тигров в неволе. Они нужны, чтобы компенсировать высокий спрос на дериваты хищника. Но дикое животное все равно для покупателя обладает лучшими фармакологическими качествами. К тому же часто под прикрытием документов на животное, выращенное в неволе, продают дикое», — рассказывает Владимир Кревер.
С одной стороны, торговля дикими животными представляет собой децентрализованную, подпольную систему, где нет крупных корпораций и штаб-квартир, а работают в основном отдельные браконьеры и небольшие организованные группы. Но в наиболее прибыльных направлениях отрасли образуются преступные синдикаты. Они могут оказывать влияние на политические решения, субсидировать развитие нелегальной торговли. Остановить их работу очень сложно.
Почему торговлю дикими животными нужно остановить?
Торговля дикими животными приводит к утрате биологического разнообразия и сокращению популяций редких видов. Отлов и содержание в неволе ради развлечения или получения дериватов также наносит урон виду, так как животное становится бесполезным для популяции в целом. По некоторым оценкам, только в США в клетках содержится 4692 тигра, это больше, чем находится в дикой природе. Но этих животных нельзя вернуть в дикую природу, они стали декоративным предметом в клетке.
Живая контрабанда не проходит никакого ветеринарного контроля, части тел, полученные нелегально, также не подвергаются обследованию и сертификации. Возникает риск распространения зоонозов — инфекций, переносчиком которых являются животные. Самыми известными примерами зоонозов, возникшими во многом благодаря торговле дикими животными и угнетению их среды обитания, являются вирус Хендра, СПИД, SARS, вирус Эбола, COVID-19.
Существование нерегулируемого оборота диких животных и их дериватов угрожает не только самим животным, но и экосистемам, которые от них зависят, а в конечном итоге и стабильности всей биосферы. Эксперты приходят к выводу, что необходимо совершенствовать существующее законодательство, устанавливать контроль за торговлей и перемещением образцов СИТЕС через границы и внутри страны, усиливать взаимодействие между ведомствами, которые занимаются регулированием оборота товаров дикой природы. Будем надеяться, что диких животных все же удастся сохранить не в клетках, а в их естественной среде обитания.
* Минюст России признал WWF иноагентом в марте 2023 года