Войти в почту

Казачка Светлана Вединеева - о том, как найти подход к лошадям

В Краснодаре после пандемии возобновили торжественные выступления членов Почетного караула Кубанского казачьего войска. Под бравурные звуки духового оркестра, в красных черкесках они чеканят шаг на Казачьей площади у Законодательного cобрания региона, следуя к памятнику Екатерине II.

Казачка Светлана Вединеева - о том, как найти подход к лошадям
© Российская Газета

Впервые пост "Час Славы Кубани" выставили 12 июня 2006 года, и с тех пор это стало визитной карточкой краевой столицы. Таких зрелищных строевых выступлений нет ни в одном другом регионе. Церемония проходит до поздней осени каждое воскресенье ровно в полдень, на нее приходят посмотреть многие горожане и туристы.

В программе - демонстрация строевых приемов, фланкировка и конное дефиле с элементами джигитовки. Всем этим умениям казаки обучались с детства. Та же джигитовка - традиционное воинское искусство, в котором гимнастические трюки всадники выполняют на скачущей галопом лошади. Дело в том, что во время боя отработанные маневры спасали казакам жизнь: здесь и быстрое уклонение от вражеской шашки, и умение "схилиться" на бок лошади от острия пики, и на скаку мастерски поднять с земли оброненное оружие.

Лошади, как и люди, могут плакать. И не только от физической боли

Все караульные - молодые казаки из районных обществ, высокие, с молодцеватой выправкой. Есть и свои критерии отбора: рост ребят должен быть не менее 175 сантиметров, а возраст до 35 лет, все они должны иметь навыки строевых приемов. Форма участников - красные черкески, сшитые по образцу первой и второй сотни лейб-гвардии легендарного императорского конвоя.

В пешей группе находятся те, кто состоял в почетном карауле на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде, в конной - прошедшие службу в Президентском полку. Есть в составе и одна девушка.

...Светлана Вединеева впервые села верхом на лошадь в возрасте трех лет, правда, на пони из соседской конюшни.

В восемь лет в родной станице Роговской уже уверенно ездила на взрослой лошади, а в десять родители подарили ей поджарого гнедого по кличке Орлик. Светлана участвовала в спартакиадах молодежи в дисциплинах конкур и троеборье, пока не переехала в Краснодар.

- Орлик сейчас живет дома в станице, так сказать, на заслуженной пенсии, - говорит она при встрече на Краснодарском ипподроме.

Поначалу учебу в Кубанском университете физической культуры, спорта и туризма девушка совмещала с работой тренера для начинающих всадников, выступала в конном театре, на масштабных праздниках в станице Атамань. Там наездницу и заметили и в 2019 году приняли в ряды Кубанского казачьего войска.

Кстати, по уставу в войско принимают только мужчин. Ему строго следовали, пока в 2015 году тогдашний атаман ККВ Николай Долуда не увидел однажды скачущую во весь опор Анну Болвачеву. Восхитившись отвагой девушки, он предложил ей стать участницей конного Почетного караула. Так был создан исторический прецедент. Публика очень любила ее выступления. К несчастью, несколько лет спустя Анна на своем мотоцикле попала в смертельное ДТП. Говорят, ее конь по кличке Достойный долгие недели никого к себе не подпускал...

Светлана - единственная девушка, которая смогла продолжить новую традицию в войске. Ей двадцать восемь лет. Стройная, золотистые волосы заплетены в "косу-корзинку" на затылке - ну вылитая статная казачка. И с трюками справляется лихо, аж дух захватывает! Хотя, признается, не все маневры дались легко.

- Помню, тренер решил проверить меня - выпустил на полном галопе по кругу со словами: "Если сделаешь два элемента, то поедешь, нет, значит, нет", - говорит она. - Это были простые базовые трюки - "баянист" (всадник сидит боком на коне, удерживая равновесие без рук) и стойка в стремени. Выбрали быстрого коня по кличке Эверест: на лету растягивается в стрелу. Пришлось пересилить свой страх. Тогда и поняла, куда иду.

Первым делом направляемся с девушкой в конюшню. Свет скупо пробивается сквозь запыленные оконца под потолком, в воздухе смешались запахи сена и конского пота. Мы захватили с собой кусочки моркови с яблоком и подходим с угощением к боевому товарищу Светланы, восьмилетке-буденновцу Августу.

- Мы быстро нашли с ним контакт - он понял меня, а я - его, - рассказывает Светлана. - Да, порой на него накатывает игривое настроение, в этот момент говорю ему: "Сегодня шутишь, а завтра нужно выложиться". В процессе обучения я его не наказываю, достаточно слегка ударить ладонью по плечу, повысить голос, просто пригрозить пальцем, чтобы он "исправился".

Тренируемся постоянно, конь должен работать, иначе отдохнувший будет резвиться как ребенок и постарается вас сбросить.

- А если я попробую сесть в седло, Август как отреагирует? - интересуется коллега-фотокорреспондент.

- Под моим присмотром будет носить как хрустальную вазу, а вот если самостоятельно надумаете, то решит: "Ого, вес уже немножечко другой и рука, а попробую-ка я сделать вот так!" - и начнет проверять вас, - с улыбкой поясняет девушка.

Светлана признается, что с лошадьми ее роднит интуитивное понимание, она моментально считывает их настроение: радость, лень, кокетство. На досуге ведет творческий дневник. Одна из последних записей там звучит так: "Это чувство контакта, доверия, скорости. Ты понимаешь всем телом, что он тебе говорит... Ты слышишь стук его сердца, чувствуешь напряжение мышц. Слышишь, как он говорит тебе и требует отпустить вперед. Ты отдаешь повод, и скорость увеличивается мгновенно..."

Кстати

О чем плачут лошади

- Лошади, как и люди, могут плакать, - рассказывает Светлана Вединеева, отвечая на наш обывательский вопрос. - Да-да, вы не ослышались, я не раз была тому свидетелем при разных обстоятельствах. Например, могут плакать от физической боли. Но не только. У нас на скачках лошадь получила сложный перелом конечности - лечение возможно только в Москве либо за границей, ее тяжелое состояние не позволяло организовать транспортировку. Владельцы приняли решение об усыплении... и она это почувствовала. Другая история связана с ахалкетинцем, который был очень привязан к своему хозяину. После его смерти вдова выставила коня на продажу. Когда его отвозили в другую конюшню, у него в прямом смысле текли слезы. Позже я наблюдала его на новом месте - он стал агрессивным, ожесточился оттого, что не понимал, почему с ним так поступили.