Уфимец Роман Филиппов стал фотолетописцем Донбасса

Уфимец Роман Филиппов 1,5 года назад уехал в Донецк работать волонтером, да так там и остался. Он не строит дома, не оперирует раненых, не раздает гуманитарную помощь. Он ведет фотолетопись того, как сейчас живет Донбасс, как восстанавливают здесь разрушенные дома и дороги, как после авиаприлетов чинят крыши, стены, окна. Оказалось, и такая работа тут тоже востребована.

Уфимец Роман Филиппов стал фотолетописцем Донбасса
© Российская Газета

Фиксировать историю

Раньше Роман снимал красивых девушек, интересные локации, одежду модных брендов и гламурную жизнь. Сейчас все творческие проекты приостановлены, он плотно занят документальной съемкой в Донецке. Как говорит сам, фиксирует историю.

- После объявления о начале специальной военной операции в 2022 году я решил, что обязан увидеть, что там реально происходит, и рассказать об этом посредством фотографии. Но не смог поехать сразу из-за сложностей на границе. Только в мае удалось в качестве волонтера добраться до Мариуполя, а после возвращения, уже в июле, отправиться с гуманитарным конвоем из Башкирии в село Петровское, где наши земляки помогали восстанавливать школу. Тогда очень удивило, как жители ЛНР чтят память командира 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майора Минигали Шаймуратова, наводят порядок вокруг памятной стелы, облагораживают ее, - рассказывает Роман.

Поначалу он делал репортажи, фото и видео для своих соцсетей. Вскоре одна женщина предложила пожить в ее пустующей квартире в Донецке, и чуть позже уфимец устроился здесь на работу фотографом. Уже второй год он трудится в Центре восстановления Донецка и фиксирует, как заново отстраиваются школы, детские сады, дороги. Снимает до, в процессе и как стало - этакий фотоотчет.

В какой-то момент из огромного фотоматериала получилась выставка "Моя новая старая Родина", которую увидели в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Калуге, Новосибирске и родной Уфе.

Война - не только руины

- Чем живет Донецк сегодня?

- Многие представляют себе, что война - это только руины, а люди передвигаются по окопам и подвалам. Но это не так. Да, здесь война идет уже 10 лет, практически каждый день кто-нибудь погибает. При этом жители априори не могут думать лишь об этом, иначе сойдешь с ума. Они ходят в кино, на концерты, работают, создают семьи - в общем, живут и надеются на лучшее, - говорит Роман. - Но, конечно, война рядом. Как-то я пошел на обед в ресторан, что-то громыхнуло рядом, никто не побежал, все продолжили есть. А когда вышли на улицу, то на дороге увидели новую воронку от снаряда, буквально в 200 метрах от ресторана. Если бы я шел здесь на 10 минут позже, сами понимаете, что произошло бы...

По словам Романа, по-настоящему страшно ему было лишь раз, когда на заправке что-то с шипением пролетело над ним. Оказалось, это была ракета ПВО, буквально в нескольких сотнях метров сбившая беспилотник.

Привык Филиппов и к суровому быту: отсутствию теплоснабжения, подаче воды по расписанию (через день на два часа) и так далее. При этом отмечает, что по сравнению с июлем 2022 года многое изменилось: людей стало гораздо больше, на дороге даже можно попасть в пробку, появились новые здания, элементы благоустройства, возможность пользоваться банковскими картами - чувствуется, что город ожил.

Сложнее было привыкнуть к тому, что некоторые из так называемых друзей отписались от него в соцсетях или вовсе заблокировали.

- Даже не попытались подискутировать, выслушать мою точку зрения, я ведь все видел своими глазами и мог бы рассказать. Наверное, даже хорошо, что такие люди ушли из моей жизни, - рассуждает Роман.

"Корочка" для музея

Недавно уфимец получил удостоверение ветерана боевых действий. Документ не подразумевает льгот, полагающихся военным.

- Я командированный сотрудник Штаба по восстановлению Донбасса. Мы все приехали в зону боевых действий выполнять определенные задачи, поэтому и нам по закону положено такое удостоверение. Среди льгот, которые дает моя "корочка", - первоочередное право на установку квартирного телефона и приобретение садового участка, отпуск в удобное время и путевки в санатории при наличии показаний. Недавно был в Питере и благодаря удостоверению бесплатно в Эрмитаж сходил, - улыбается фотограф.

На вопрос о дальнейших планах Роман отвечает, что возвращаться домой в ближайшее время не собирается.

- Пока мы восстанавливаем Донецк и я здесь нужен, останусь. Когда война закончится, можно будет подумать и о дальнейших планах. Пока же работаем без выходных. В таком темпе нет времени на творчество, нужно фиксировать фотоисторию. На данный момент это важнее, - отметил он.

На многих домах в Донецке можно увидеть надписи "живут люди". Это помогает от мародерства и является своего рода сигналом для волонтеров. Фото: Из личного архива Романа Филиппова

В другой жизни

С Романом Филипповым мы познакомились в 2021 году, после того как он за одну фотосессию сделал знаменитым на всю страну простого уфимского дворника Юрия Ветлугина. Так получилось, что Юра воспитывался в детдоме, где работала бабушка Ромы. Женщина помогла парню после выпуска из соцучреждения получить полагающееся по закону жилье, а потом много лет боролась с мошенниками, пытавшимися завладеть квадратными метрами сироты.

В итоге аферисты все же сумели воспользоваться доверчивостью Юры, связанной с особенностями его здоровья. Они оформили на Ветлугина несколько кредитов, после чего всю его зарплату и пенсию по инвалидности стали списывать за долги. Тогда Роману пришла идея рассказать о дворнике и его проблеме с помощью фотографий в интернете.

- Мне важно было, чтобы история Юры зацепила каждого. Поэтому использовал прием противопоставления: снял его в обычной жизни - как работает у мусорных баков, отдыхает у себя в подсобке, а вторую фотосессию провел в профессиональной студии в стильной одежде и с новой прической. Хотел показать, как Юра мог бы выглядеть, сложись его судьба иначе, - говорит фотограф.

Один из снимков Роман при обработке оформил как обложку журнала. Фотосессия Юры-дворника вызвала огромный резонанс. Совершенно незнакомые люди стали переводить ему деньги, благодаря чему удалось закрыть кредиты и отремонтировать квартиру. Юра стал известным: его фотографии публиковали в журналах, мужчину приглашали на фотосессии и даже сняли о нем фильм.

Жизнь Дианы из башкирского села Архангельского после фотосессии у Романа Филиппова изменилась не столь кардинально, но и ей он помог.

- Диана - моя подписчица в соцсетях, которая, несмотря на ДЦП, ежедневно работает над собой и добивается результатов. При этом ей нужно заниматься лечебной физкультурой, а специального зала в райцентре не было. Ее маме приходилось три раза в неделю возить дочь в Уфу - два часа пути в одну сторону и два - в другую, - рассказывает Роман Филиппов.

Он договорился с представителями известного бренда, которые бесплатно предоставили одежду для съемок, и провел фотосессию девушки в разных образах. Вскоре после этого в Архангельском открылся специализированный зал для реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.