Войти в почту

«Аврора» участвовала в Крымской войне, но не стреляла по Зимнему

24 мая исполняется 124 года с того дня, как на воду спустили легендарный крейсер «Аврора». Объект культурного наследия, ставший неотделимым от образа Петербурга, корабль имеет насыщенную историю. Получивший имя, выбранное последним императором России Николаем II, и спущенный на воду в его присутствии, крейсер по праву считается символом Октябрьской революции 1917 года, ознаменовавшим новый этап в истории нашей страны. В советское время утверждали, что его пушка стреляла по Зимнему дворцу, где заседало Временное правительство. Современные историки заверяют, что это не так. Да и сама «Аврора», оказывается, существовала еще с середины XIX века.

«Аврора» участвовала в Крымской войне, но не стреляла по Зимнему
© Парламентская газета

Крымская кампания

В годы Крымской войны 1853—1856 годов крейсера еще не существовало, но «Аврора» уже блистала. Это был парусный фрегат, получивший и оправдавший имя богини утренней зари.

Летом 1853 года фрегат «Аврора» вышел из Кронштадта и отправился на Дальний Восток через мыс Горн к Бухте Де-Кастри. Таким был план. Но дело приняло другой оборот.

Переход был сложным, фрегат то садился на мель, то попадал в шторм. Члены экипажа болели цингой и дизентерией, многие умирали. Сам корабль нуждался в ремонте, но все же смог пройти мыс Горн на краю Южной Америки, а эти места до сих пор называют кладбищем кораблей. Вскоре фрегат прибыл в перуанский порт Кальяо.

О начале Крымской войны в тех местах еще не было известно, но угроза уже витала в воздухе. И оказавшиеся в бухте английские и французские фрегаты заперли «Аврору». Русский парусник оказался в ловушке. Неприятели не решались начать атаку в перуанском порту и ждали окончания ремонта и выхода «Авроры» из бухты.

Экипаж «Авроры», создав видимость неспешной работы, в короткий срок привел фрегат в порядок, и в ночь на 14 апреля 1854 года, в сильный туман, без парусов протянул судно на шлюпках в открытое море.

Курс взяли на современный Петропавловск-Камчатский, в Авачинскую бухту, путь прошли за рекордный срок — 66 дней. Только там фрегат настигла догонявшая англо-французская эскадра. Фрегат поставили на якоря, а кульминацией сражения стал штыковой бой 350 русских стрелков и моряков с почти втрое превосходящими силами противника. Враг был сброшен с Никольской сопки в море. Потери русских в этом бою составили 34 человека.

На этом приключения фрегата не закончились, впереди был еще один кругосветный переход, который закончился в Кронштадте в 1857 году. «Аврору» исключили из судов Балтийского флота в 1861 году и продали на слом. Но повелением императора Александра Второго было установлено: отныне и впредь в составе русского флота иметь корабль с героическим именем «Аврора». Так имя фрегата позже перешло к знаменитому крейсеру I ранга. Выбрал его император Николай II. Ему был доложен «Список для выбора наименования строящемуся крейсеру», в котором значились: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Богатырь», «Полкан», «Нептун». Император в списке подчеркнул имя богини утренней зари и на полях карандашом написал — «Аврора».

Крокодилы с лемурами

Во время Русско-японской войны крейсер «Аврора» был зачислен в состав второй Тихоокеанской эскадры. Японию поддерживали США и Англия, а борьба шла за контроль над Маньчжурией, Кореей и портами Порт-Артур и Дальний.

В 1904 году эскадра шла на выручку осажденного японцами Порт-Артура. Но после его падения в конце 1904 года сменила курс. Боевое же крещение и серьезные повреждения крейсер получил в Цусимском сражении 14 (27) мая 1905 года.

Но этот поход «Авроры» интересен и другими событиями, о которых стало известно благодаря сохранившимся дневникам судового врача Владимира Кравченко. Они были переизданы спустя 90 лет.

3 марта 1905 года по старому стилю крейсер «Аврора» еще находился в Индийском океане у Мадагаскара. После более чем двух месяцев стоянки, нагрузившись провизией и водой на 45 суток, покидал места Сейшельских островов. Но, как говорится, не с пустыми руками — крейсер заполнили «местные жители».

Судовой врач рассказывал в своих записях, как днем, невзирая на зной, прыгали, возились по штагам, реям, цепляясь одним хвостом, лемуры. Инженер-механик завел себе пару хамелеонов — самца и самку: «Возится с ними, нежно ласкает, дрессирует: поднесет к мухе, и из пасти выбрасывается стрелой длинный тонкий язык — муха проглочена. Когда в каюту приходят посторонние, хамелеоны гневно надуваются, топорщатся, меняют цвета», — писал в дневнике Кравченко. Лемуры, долго враждовавшие с хамелеонами, в конце концов улучили-таки минутку и выбросили их за борт.

По ночам вместе с экипажем наслаждался морской прохладой питон — любимец командира и пациент судового врача. Командир корабля поймал его на охоте и ударом палки перебил ему позвоночник: «Перелом срастается понемногу, только питон наш что-то загрустил, объявил голодовку и, не шутя, решил уморить себя, — писал судовой врач, продолжая рассказывать о живности на борту. — Наверху в чане сидит небольшой крокодил — ах, какая это злая и проворная бестия, несмотря на свою кажущуюся неподвижность и меланхолию. Мы очень боимся за нашего любимого лемура Мурку, который уже возненавидел крокодила и собирается выбросить его туда же, куда и хамелеонов».

Атмосфера на крейсере царила такая, что матросы порой боялись ложиться спать: из одного угла крокодил ползет, в другом — удав свернулся клубочком. А на палубе в темноте можно было упасть, споткнувшись об одну из двух местных черепах.

31 марта Кравченко дополнил историю питона: «Нередко днем командира можно застать в каюте читающим в лонгшезе, а у ног его, свернувшись калачиком, лежит этот зверь. Перелом на спине давно сросся, но подвижность и чувствительность не вполне восстановились. По моему совету, через день производится искусственное питание: в стеклянную водомерную трубку набивается мелко изрубленное сырое мясо. Евгений Романович (командир крейсера. — Прим. ред.) держит удава, а я раздвигаю челюсти шпателем, вставляю трубку и шомполом препровождаю содержимое в желудок. Однажды я прибавил коньяку, но удав остался таким же меланхоликом, не стал буйствовать. От хорошей спокойной жизни и бездельничанья он очень разжирел и на днях переменил свою шкуру, причем она сошла у него одновременно с эпителием роговиц».

Из записок стало известно, что один из молодых крокодилов в итоге выбросился за борт в океан, кур и свиней экипаж зарезал, а у выловленной акулы отпрепарировали челюсть с зубами в шесть-восемь рядов. О дальнейшей судьбе судовой живности «Авроры» ничего не известно.

По чарке водки в день

К началу Первой мировой войны «Аврора» находилась в Кронштадте. Крейсер начали готовить, был принят полный боекомплект снарядов. 18 июля 1914 года корабль вышел в сторону нынешнего города Таллин. В составе второй бригады крейсеров «Аврора» несла службу по охране подступов к Петрограду со стороны Финского залива. Зиму 1914—1915 годов корабль провел недалеко от Хельсинки. А для маскировки его перекрасили в белый цвет. Из опасений налета вражеских дирижаблей «Аврору» впервые оснастили зенитными орудиями — тогда их называли противоаэропланными пушками. Позже дозорная служба крейсера проходила в Моонзундском архипелаге и в Рижском заливе. Осенью 1916 года корабль вернулся в Кронштадт на ремонт.

К этому времени уже вовсю действовал введенный императором Николаем II в 1914 году сухой закон. Но пока было можно, каждый день на кораблях, включая крейсер «Аврора», всем членам экипажа подавали по чарке хлебного вина в день. Чарка вмещала в себя 123 грамма — это была одна сотая часть ведра. А хлебным вином называлась водка. Считалось, что ее употребление в небольших дозах служит профилактикой и от простуд, и от всяческой заразы. Выдавали алкоголь торжественно: боцман давал сигнал «к вину». Баталер выносил емкость с водкой и по списку выкликал фамилии нижних чинов. Закусывать чарку чем-нибудь не полагалось. Тем, кто не пил, начисляли компенсацию по 8 копеек в день, которую выплачивали в конце службы, а служба длилась семь лет. Говорят, что на вырученные средства можно было купить две коровы.

По Зимнему стреляли, но не те

Весной 1917 года в результате Февральской революции власть от императора Николая II перешла к Временному правительству. Россия стала республикой, но борьба за власть продолжалась.

Петроградский Совет, созданный вышедшими из подполья революционными партиями, готовил вооруженное выступление. Подготовкой занимался Военно-революционный комитет, которому подчинялись армейские и флотские революционные комитеты. Из Кронштадта и Гельсингфорса, ныне — Хельсинки, корабли Балтийского флота доставили несколько тысяч матросов для участия в восстании.

Утром 25 октября крейсер «Аврора» отошел от ремонтной стенки и занял позицию перед Николаевским, ныне — Благовещенским, мостом.

В учебнике по истории для 10 класса, изданном в 1952 году, про события 25—26 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года написано так: «К концу дня в руках восставших был весь город, кроме Зимнего дворца. Ленин приказал взять Зимний до открытия съезда Советов. Временному правительству было предъявлено требование немедленно сдаться, но оно отказалось. Около 9 часов вечера начался штурм Зимнего дворца. После сигнального выстрела с Петропавловской крепости и выстрелов из шестидюймовых орудий «Авроры» красногвардейцы, матросы, солдаты под руководством большевиков бросились на штурм Зимнего дворца». Эту легенду поддерживал и фильм «Выстрел «Авроры» 1969 года. Но экипаж крейсера эти слухи отрицал. Причем с первого же дня, опубликовав 26 октября 1917 года в газете «Правда» письмо с опровержением.

Выстрел был. Он был сделан в 21:40—21:45. И он был холостым. Историки утверждают, что он даже не служил сигналом для штурма Зимнего, который взяли в итоге с четвертой попытки глубокой ночью 26 октября. Холостой дали как сигнал для моряков крейсера и соседних судов с призывом к дисциплине и готовности. А повреждения, которые были на дворце, нанесли орудиями с Петропавловской крепости. Потому что выстрел с «Авроры» из шестидюймовых, то есть снарядами толщиной в 15,2 сантиметра, нанес бы памятнику архитектуры непоправимый урон.

Но это не значит, что крейсер «Аврора» ложно считался символом революции 1917 года. Он сыграл не менее значимую роль в становлении Советской власти. Именно с борта «Авроры» из радиорубки крейсера 25 октября в 10 часов утра впервые сообщили о победе Октябрьской революции в Петрограде. Это было знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России», в котором говорилось: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов — Военно-революционного комитета».

Кроме этого, известно, что матросы крейсера сами участвовали в захвате Зимнего дворца и занимали другие учреждения в Петрограде. Арестованные после штурма министры Временного правительства были отправлены в Петропавловскую крепость. А волны революции с этого дня стремительно распространились по всей стране.

Не на ходу, но в строю

К началу Великой Отечественной войны крейсер уже считался устаревшим, требующим серьезного ремонта. Он находился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове. Это теперь был учебный корабль, с которым не знали, что делать. Курсантов списали. Но свою роль он сыграл в противовоздушной обороне Ленинграда. Основные орудия с крейсера сняли, сформировав в районе Дудергофа батарею «А». Зенитные орудия и пулемет оставались на борту подтопленного крейсера — они прикрывали небо над Кронштадтом.

В 1944 году поставить крейсер «Аврора» в Большой Невке вдоль набережной, притопив его до полной осадки в грунт, предложил заместитель наркома военно-морского флота Союза ССР адмирал флота Исаков в письме наркому адмиралу флота Кузнецову.

В документе было сказано:

«Сделать «Аврору» музеем-памятником, навечно связанным с Ленинградом …в ансамбле с Петропавловской крепостью и мостами «Аврора» будет вполне гармонизировать, хотя и не будет стоять в историческом месте, где она не может быть установлена по техническим причинам… сократить штат и расходы на содержание совершенно обветшалого корабля, дальнейший ремонт которого для поддержания на плаву абсолютно нецелесообразен… В случае отказа от предлагаемого мероприятия «Аврору» после войны придется сдать на слом».

В итоге крейсер поручили передать Нахимовскому училищу со штатом в 10 человек, оборудовать как учебный блокшив и музей революционной истории флота, сохранив его исторический силуэт.

В последующие годы «Аврору» дважды серьезно ремонтировали — в 1984 и в 2014 годах. Стоимость последнего ремонта составила ориентировочно 840 миллионов рублей. На место вечной стоянки крейсер вернулся 16 июля 2016 года.

На сегодня «Аврора» как филиал Центрального военно-морского музея — это не муляж легендарного крейсера, а находящийся на плаву корабль, оснащенный современным оборудованием. Он способен обеспечить в автономном режиме его жизнедеятельность в течение 20 суток. По сути, став музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем служит военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Говорят, что даже орудия могут за короткое время привести в боевую готовность. И, может быть, это правда. Но, вполне вероятно, что, кроме салютных пушек, все остальные не более чем макеты и это просто современный миф, сочиненный для легендарного крейсера с именем богини утренней зари.

Справка

Крейсер «Аврора» заложен в 1897 году на Новой Адмиралтейской верфи. Спущен на воду 24 мая 1900 года, в 1903 году вошел в состав Балтийского флота.

Тактико-технические элементы корабля в настоящее время следующие:

наибольшая длина 126,8 м, ширина 16,7 м, осадка 5,6 м, водоизмещение 5760 тонн.

Вооружение:

152-мм орудий системы Канэ — 14, 76-мм орудий системы Лендера — 2, салютных пушек 21К калибра 45 мм — 2.

Крейсер «Аврора» побывал во всех четырех океанах и участвовал в трех войнах: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.