О Реутовском аэроклубе в деревне Чёрное

Для испытаний техники и подготовки лётных кадров близ деревни Чёрное, которая теперь входит в городской округ Балашиха, в конце 1930-х годов был построен аэродром и организован Реутовский аэроклуб — по названию района, центр которого вскоре был переведён в Балашиху. Московский авиационно-ремонтный завод (или МАРЗ) хорошо знают в российском и международном авиационном сообществе. За проходной МАРЗа внимание привлекают два вертолёта на пьедесталах. Они свидетельствуют о славном прошлом завода, история которого началась в далёком 1939 году, когда были созданы Московские областные авиационно-ремонтные мастерские Главпробснаба ОСОАВИАХИМа. К концу предвоенного 1940 года из стен авиационно-ремонтных мастерских выходило до пяти отремонтированных самолётов По-2 в месяц. Тогда же при новом аэродроме был открыт клуб для первоначальной лётной и технической подготовки. Сюда направляли по комсомольским путевкам самых талантливых юношей и девушек. «Теоретические занятия проходили в Балашихе, а лётная подготовка в Чёрном, — вспоминает Лидия Сергеевна Князева из Реутова. — По левую сторону от железнодорожного полотна на поле стояли самолёты У-2, которые взмывали в небо с самыми красивыми, как казалось тогда, реутовскими юношами. Девчонкам постарше тоже хотелось, чтобы на них обращали внимание. Денег на помаду и тушь не было, ресницы красили черным гуталином. Дело это было рискованное; если попадали капли дождя, слёзы текли ручьём и глаза страшно щипало, но красота требует жертв, шли на всё. В знаменитой аптеке возле станции покупали красный стрептоцид, им красили волосы, размешивая в воде. За несколько минут естественный цвет волос превращался в огненно-красный, привлекающий внимание». ????? ??? ?????????-?????????? ???? ????? ??? ????????? ???? Аэроклуб был прекрасной школой. Недаром из его стен вышло немало отличных лётчиков, в частности знаменитый истребитель, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Колдунов. Ещё одного выпускника аэроклуба, будущего Героя Советского Союза Виталия Дмитриевича Орлова, направили сюда после окончания Купавнинской средней школы № 22 всё в том же 1940 году. Тогда многие купавнинские мальчишки хотели быть военными лётчиками: ведь совсем рядом, с Монинского и Чкаловского аэродромов, каждый день взлетали самолёты, вызывая живой интерес к авиации, к небу. В марте 1941-го Виталий Орлов успешно завершил теоретическую и практическую программы на самолёте У-2 и был направлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков под Севастополем. На его счету в годы Великой Отечественной войны — 210 боевых вылетов. Он лично сбил 4, а в составе группы — 12 самолётов. Виктор Александрович Марьин учился в Кучинском гидрометеорологическом техникуме и одновременно в Реутовском аэроклубе. Клуб окончил блестяще: из 13 оценок — 10 «отлично» и 3 «хорошо», был рекомендован для поступления в военную авиационную школу. Дальнейшая судьба Марьина фактически была решена — рекомендация для поступления в военную авиашколу и поступление в марте грозного 1941 года (со 2 курса техникума) в 1-ю Качинскую школу лётчиков. Свой подвиг замкомандира эскадрильи 515-го истребительного авиаполка старший лейтенант В.А. Марьин совершил 28 августа 1943 года в районе Харькова, когда таранным ударом уничтожил вражеский разведчик — корректировщик FW-189. Сам он благополучно приземлился на повреждённом самолёте. Ещё один выпускник аэроклуба, Валентин Петрович Васин, в середине 1930-х годов, будучи школьником, занимался авиамоделизмом. Популярный среди молодёжи призыв «Комсомолец — на самолёт!» привёл его в 1939 году в Реутовский аэроклуб. Он попал в группу Зинаиды Степановой (в Великую Отечественную она летала штурманом на пикирующем бомбардировщике Пе-2). Весной 1941 года учлёты приступили к полётам. На электричке они добирались до платформы Обираловка (той самой станции, где бросилась под поезд толстовская Анна Каренина) и оттуда топали пешочком километра три до полевого осоавиахимовского аэродрома. Там и состоялся первый независимый полёт на У-2. Не все курсанты проявляли одинаковые способности. Одним полеты давались легко, с другими приходилось подолгу беседовать, десятки раз показывать и рассказывать одно и то же. Летние дни были насыщены до предела. С самого раннего утра и до вечера — полёты, в перерывах — разборы, инструктаж, тренировки, занятия, беседы… «Жили мы у хозяйки, — рассказывал выпускник аэроклуба Константин Григорьевич Звонарев. — Кормили нас два раза в день, а ужин — за свой счёт. Платили тогда курсантам 250 рублей — ничего, нам хватало. Мы же тогда не пили… Начали учиться. Сначала изучали самолёт. А зимой, с декабря месяца, начали летать на У-2. К апрелю я уже закончил программу. Приехала комиссия из лётного училища. Проверили нашу подготовку, а потом раскидали кого куда». Звонарёв попал в Качинскую Краснознаменную авиашколу. В годы войны выполнил 145 боевых вылетов. Награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны и двумя орденами Красной Звезды. Служили и учились в реутовском аэроклубе и девушки. Самая знаменитая из них — Герой Советского Союза Клавдия Яковлевна Фомичёва. В числе лучших окончила аэроклуб Осоавиахима, затем — школу инструкторов, и в 1938 году получила свою первую группу учлётов в Реутовском аэроклубе. Здесь полностью раскрылись её инструкторские способности. За три года работы шестьдесят пять её учеников успешно окончили аэроклуб и поступили в военные училища лётчиков. Хладнокровная, с быстрой реакцией, терпеливая и настойчивая в разъяснении и показе, она быстро завоёвывала авторитет у опытных лётчиков и учлётов. В годы войны в групповых воздушных боях Фомичёва сбила 11 вражеских самолётов. Звание Героя Советского Союза ей присвоено 18 августа 1945 года. В 1947 году, несмотря на послевоенные трудности, ЦК ДОСААФ выделил средства на новые цеха и оборудование для предприятия в Чёрном. Мастерские приняли вид современного промышленного предприятия. Наряду с авиационной техникой здесь освоили изготовление товаров для авиамоделизма, стрелкового и водноспортивного имущества. В 1955 году мастерские были переименованы в Московскую авиационно-ремонтную базу ДОСААФ. Хотя завод до 1970-х старожилы называли Авиарембазой, или просто Рембазой. Так что созданный на базе Реутовского аэроклуба завод работает. И даже проводит свои лётные шоу, в которых участвуют лёгкие самолёты и вертолёты. И память о героях-лётчиках Реутовского аэроклуба жива. Алексей Галанин