Космос начинается сразу за МКАД
Звезда – Виктория Исакова – играет блестяще, показывая несомненный комический дар. Дар актрисы именно бытовой комедии – актриса делает своего персонажа, провинциальную училку, карикатурной, даже анекдотичной (чего стоит один подчеркнутый как бы татарский акцент, а уж кошмарный паричок!). Ну и, по известному закону восприятия, при этом нам ее еще и жалко. Итак, Татьяна Викторовна Гизатулина живет в далекой Бугульме, показанной, натурально, как образец провинциальной дикости (не советовал бы театру ехать туда с гастролями! А нам смешно за тамошними наблюдать). Муж (изрядный хам и абьюзер) давно в могиле. Взрослый сын (Андрей Гращенков). Школьная рутина (яркие, карикатурные образы учителей "в одну краску", но четко сыграны Сергеем Ланбаминым, Ириной Марковой, Сергеем Миллером), вечная брань с подростками. Быдловатые подруги (яркая карикатура в исполнении Натальи Корогодовой). Но вдруг проносится весть, что к ним может заехать ее бывший одноклассник Сергей, ставший космонавтом, Героем России и все такое! И героиня Исаковой преображается, расцветает, нелепо и трогательно… Тут и воспоминания – он ей карандашик подарил! Может, и влюблен был! И надежды на изменение этой опостылевшей жизни!.. Космонавт не приехал. Контакт цивилизаций не состоялся. Собственно, как мы и предполагали. И вот тут самое интересное. Пьеса "Космос" идет во многих театрах страны, она написана Алексеем Житковским (который, кстати, был в зале театра; жаль, что не вызвали на поклоны) по-современному хитро и ловко. В ней есть мертвецы и диалоги с ними. В ней есть песни Дэвида Боуи. В ней есть метафизика. Даже социальная критика. И театры в регионах активно пользуются возможностями материала – например, в Алтайском театре драмы есть даже могильная земля, как и сомнение: может быть, все это только посмертный бред? (Как говорят, драматургу такая интерпретация понравилась). Но в театре имени Пушкина постановщик сознательно прошел мимо всего этого – не меняя принципиально текст, но делая главной именно бытовую линию, все остальное проводя по разряду провинциальных чудачеств и антуража. Мол, мало ли какие дикости творятся за МКАДом. Там вообще другой мир, дикий, необжитый космос. Понятно, что в провинции так пьесу ставить нельзя – над кем смеяться, над собой, что ли? Москвичи же (и особенно причислившие себя к ним "понаехавшие") над "деревенскими", "чудиками" хохочут от души. И, кстати, вполне беззлобно - возможно, узнавая себя. Отдельно стоит отметить сценографию Ольги Кузнецовой – яркую, хотя и функциональную. Чего-то современные пьесы ставят частенько в мрачных, аскетичных декорациях, а тут, на радость публике, фантазия художника разгулялось. Тут и разбитый трехметровый глобус, и развешенные планеты, и скафандр, с которым беседует героиня (он есть и в пьесе, но здесь какой-то прямо красивый, большой, убедительный). Так сказать, региональный быт во всех красках, включая неземные, космические.