Как Кыргызстану защитить историческую правду
Актуальной в наши дни теме был посвящен представительный круглый стол, прошедший в КРСУ (Кыргызско-Российском Славянском университете) при поддержке Института международных исследований МГИМО МИД Российской Федерации. Участники мероприятия - ученые-историки РФ и КР - в течение нескольких часов обсуждали проблемы, с которыми сегодня сталкивается "общая история двух стран". В частности то, как враждебно настроенные силы используют термин "деколонизация" для нагнетания антироссийских настроений в республике и что можно этому противопоставить. "РГ" публикует наиболее интересные выступления, прозвучавшие в ходе обмена мнениями.
Денис Фомин-Нилов, ректор КРСУ, кандидат исторических наук:
- Мы сегодня видим и учебники по истории, и методики образования, которые используются на постсоветском пространстве. У нас есть возможность сравнивать их с российскими, сравнивать подходы к преподаванию. Это дает богатую пищу для размышлений. К сожалению, история во многих странах превратилась в служанку политики, с помощью которой манипулируют общественным мнением, предоставляют людям неверную информацию. Это видно на примере Второй мировой войны. А ведь по нашим трудам потомки будут судить о времени, о событиях.
Роберт Федоров, атташе по вопросам образования и науки посольства РФ в КР:
- У наших стран богатая общая история. К сожалению, сегодня есть тенденция преуменьшения вклада России и СССР в развитие цивилизационных процессов. Если этому не противостоять, могут быть печальные последствия.
Большую роль в сохранении общей памяти играют ученые наших стран. В РФ, к примеру, не первый год ведется разработка образовательных программ, единых учебников истории. Мы готовы делиться своим опытом сохранения исторической правды с кыргызскими коллегами.
Александр Князев, ведущий научный сотрудник Института международных отношений МГИМО МИД России, доктор исторических наук:
- Сегодня активно продвигается тема так называемой деколонизации в отношениях России с бывшими республиками СССР. Причем события интерпретируются таким образом, чтобы вызвать конфликты. Конечно, в нашей общей истории были разные страницы, но обсуждать их мы должны сами, это наше внутреннее дело. В Кыргызстане, на мой взгляд, в этом смысле не так много противоречий, что хорошо видно на примере того, как в республике трактуют историю Великой Отечественной войны. Наша задача - сделать нашу общую историю еще более общей.
Шайыркуль Батырбаева, руководитель научно-исследовательского центра при Институте истории и регионоведения КНУ имени Ж. Баласагына:
- Тема так называемой деколонизации, когда речь заходит о российско-кыргызских отношениях, об общей истории двух стран, сегодня особенно активно продвигается в социальных сетях. На различных ресурсах с критической точки зрения обсуждаются временные периоды совместного существования наших народов. При этом единичные негативные случаи рассматриваются как характерные для всей общей истории.
Вне всякого сомнения, есть вопросы, которые требуют профессионального изучения. Это должны делать с особой осторожностью ученые. Они должны устанавливать реальные факты, не преуменьшая и не преувеличивая их влияния на жизнь людей.
О чем нужно больше говорить? Например о том, что включение региона в российское пространство, как сказано в одной из книг ученого-историка Ташманбета Кененсариева, было объективно прогрессивным явлением. Необходимо предъявлять общественности доказательства того, что ни о какой колонизации и речи быть не может. Документальных источников, подтверждающих это, достаточно.
Вот, скажем, официальное издание конца ХIХ века "Семиреченские областные ведомости", в котором размещали наиболее важные государственные нормативные акты. Если просмотреть публикации этого СМИ, то можно понять, что в отношении русской администрации к местному населению не было высокомерия или какой-либо дискриминации, которые обычно присутствуют в настоящей колониальной политике.
Александр Колесников, директор Центра евразийских исследований, доктор исторических наук:
- Деконструкция исторической памяти - давно действующий западный проект. Вместе мы можем этому противостоять. Необходимо, к примеру, проводить исследования, в том числе касающиеся Великой Отечественной войны. Это и поисковые работы, и выпуск соответствующей литературы, и создание совместных студенческих отрядов.
Необходимо затрагивать тему политических репрессий, открывать архивы. Отдельный пласт - русские исследователи Кыргызстана. Ведь только в Кашгар через территорию республики прошли 18 экспедиций, отправленных Российской Империей. Также нужно переводить исторические книги на кыргызский язык и распространять их в стране, особенно среди молодежи.
Не варварское колониальное, а именно цивилизационное влияние России на различные сферы региона оспорить невозможно. Это факт, от которого не уйти. Его подтверждали и враги Российской Империи.
Досье "РГ"
"Уездные начальники должны наблюдать, чтобы русские хозяева полей не злоупотребляли своим правом в ущерб кочевым обычаям киргизов. ... Нужно при каждом случае внушать и русским, и киргизам, что они не должны пользоваться своими правами во вред друг друга, а напротив, как верноподданные одного Государя, должны, по возможности, уступать друг другу для общего блага". (Из циркуляра губернатора Семиреченской области от 22.08.1876 г. "О кочевках киргизов в наделах русских поселений").
"Ввиду упадка скота от недостатка кормов и больших снегов, выпавших на Нарыне в марте месяце, и недостатка продовольствия у киргизов нарынских волостей пишпекские и токмакские жители, по примеру купца Степанова, пожертвовали в пользу нуждающихся кочевников 66 руб. 50 коп. и 3367 пудов хлеба, который и был отправлен на Нарын вместе с хлебом, закупленным на имеющийся в уезде капитал на случай народных бедствий. Считаю долгом объявить о столь добром деле жертвователей, пришедших на помощь бедствующим, принося особую благодарность купцу Степанову, подавшему благой пример пожертвованием 1000 пудов хлеба". (Из приказа губернатора Семиреченской области от 15.04.1886 г.)
"1. При городских и начальных училищах Семиреченской области, с разрешения Главного Начальника края, учреждаются интернаты для детей кочевников.
2. Интернаты имеют целью подготовить детей к поступлению в училища, при которых они учреждены.
3. Воспитанники интерната пользуются во время пребывания в нем бесплатно: помещением, пищей, одеждой, постельным и носильным бельем и учебными принадлежностями.
4. Прикомандированный к училищу местный участковый врач обязан следить за сохранением в помещениях интерната всех предписываемых гигиеной условий и заботиться о сохранении здоровья воспитанников интерната.
5. Время летних и зимних вакаций (школьных каникул) для детей кочевников может быть изменяемо применительно к условиям кочевой жизни.
6. В свободное от классных занятий время воспитанники интернатов могут быть увольняемы в дом родителей или родственников". ("Семиреченские областные ведомости" N74 от 15.09.1906 г.).
"Что касается пастьбы крестьянского скота на лесных полянах, то ввиду того, что лесные поляны, согласно распоряжению господина Степного Генерал-губернатора (приказ по области от 23 марта 1902 г. N115), находятся в пользовании киргизов, то только с согласия последних и может быть допущена эта пастьба. О чем должен быть поставлен подлежащим киргизским обществом приговор и утвержден Областным правлением". ("Семиреченские областные ведомости" N54 от 06.07.1907 г.).