Волгоградцам представили премьеру оперы «Евгений Онегин»
Опера Чайковского «Евгений Онегин» вернулась на сцену «Царицынской оперы» в четвертый раз. Премьера прошла 6 июня, в день 225-летия Александра Сергеевича Пушкина. Волгоградская публика увидела постановку Анны Моторной – главного режиссера Большого театра Беларуси. Первые зрители тепло приняли работу этого приглашенного мастера.
Новый «Онегин» создан с большим пиететом к творчеству русских классиков, его отличает трепетное отношение к сюжету, известному, без сомнения, каждому российскому школьнику. Итак, провинциальная барышня Татьяна, начитавшись французских романов, влюбилась в соседа Евгения Онегина. Она пишет ему письмо с признанием в любви – неслыханный по тем временам поступок. Но ее бесхитростная любовь им отвергнута. До поры. Новая встреча все переворачивает, и уже Татьяна отказывает Евгению во взаимности.
В премьерном спектакле центральные партии исполнили замечательные солисты-вокалисты Руслан Сигбатулин (Онегин), Елена Плешакова (Татьяна), Вадим Дмитров (Ленский), Наталья Пирогова (Ольга). Они покорили меломанов не только достойным вокальным исполнением, но и драматическим проживанием своих ролей.
«Работать над постановкой было непросто и невероятно интересно, – признался Руслан Сигбатулин. – Режиссер заново открыла для меня оперу, показала мне новые грани образа, нюансы характера. Для меня это история и о любви, и о взаимоотношениях людей. Надеюсь, зрители это увидят и оценят».
«Хочется только сфокусироваться на том, что сейчас внутри, – поделилась впечатлениями Елена Плешакова за несколько минут до начала спектакля. – К этому результату мы шли целых три месяца. Моя Татьяна нежная, трепетная, восторженная. Она сама во многом виновата, придумав себе возлюбленного, но все же будет его любить до конца своих дней».
Дирижер-постановщик, главный дирижер театра Сергей Гринев рассказал, что самую, быть может, знаковую постановку для русского оперного искусства на этой сцене ставят не в первый раз, и сейчас новый спектакль создавался с участием интересных постановщиков.
«Для нас особая честь – сотрудничать с Анной Моторной, главным режиссером Большого театра Беларуси, обладательницей медали Франциска Скорины, лауреатом Национальной театральной премии, – сказал Сергей Гринев. – Она принесла в труппу много эмоций и много работы, а главное – счастье творчества».
В очередной интерпретации произведения Чайковского заложены глубокие смыслы, считают создатели постановки. Классика перестает быть таковой, когда из нее выветривается жизнь.
«Я в своей жизни держал в руках много «Онегиных», но именно эта работа мне очень близка по духу, – отметил Сергей Гринев. – Это полный жизни спектакль, он совсем не статуарный, не картинный. Он наполнен искренними чувствами героев, которым, надеюсь, будут сопереживать зрители. И неважно, в каком веке живут персонажи и в какие костюмы они одеты».
По словам Анны Моторной, работать с труппой волгоградского театра ей было интересно.
«Как мне кажется, нам удалось создать какую-то особую атмосферу, пронизанную духом произведений Пушкина и Чайковского, – считает Анна Моторная. – Мы хотели создать нескучный спектакль, историю, которая будет актуальна для зрителей. В чем ее современность? Ее герои высокодуховны, это энциклопедия русских характеров. Актуальность в том, что люди, живущие и 200 лет назад, и сегодня, остаются людьми. А значит, они любят, ревнуют, соблюдают понятия чести, достоинства, и все это очень важно для воспитания человека. Мы ведем разговор о его душе, о том, как человеческая личность должна работать над собой, чтобы возвыситься над бренностью существования. Это разговор о счастье и о долге».
Под руководством художника по костюмам – дизайнера сценического костюма, преподавателя Белорусской государственной академии искусств Татьяны Лисовенко для премьеры пошито около 150 мужских и женских нарядов. Для женских платьев использовались натуральные ткани – лен, хлопок, бархат, крепдешин. Головные уборы декорированы кружевами, оборками, лентами и бантами, страусиными перьями, цветами, ягодами и брошами. У мужчин жилеты, кафтаны, камзолы богато дополнены вышивкой, аппликациями, украшены брошами, сорочки оформлены кружевом. У каждого героя непременно есть перчатки, шейные платки, накрахмаленные воротники, шляпы.
Стилизованные костюмы придавали действию красочность и живописность, а в 2-м акте и вовсе удивили. На балу танцующая светская публика щеголяла одеяниями с принтами старинных гравюр. На подолах и накидках разворачивались узнаваемые виды Петербурга пушкинской эпохи. Кстати, для пошива туалетов были задействованы не только цеха волгоградского театра, но и мастерские в Минске.
«В решениях художественных образов исследовались тема искусства, живопись и графика девятнадцатого века, – рассказала Татьяна Лисовенко. – Для оформления 2-го действия спектакля очень мощным источником послужили гравюры Василия Садовникова, который ювелирно точно изобразил Невский проспект XIX столетия».
Премьерный спектакль завершился дружными и продолжительными аплодисментами первых зрителей новой постановки.