Войти в почту

«Старый Албазин?»: найдены возможные следы похода Хабарова на Амуре

Мы знаем, что есть с. Албазино в Сковородинском районе, а в его окрестностях археологическая экспедиция уже 13 лет ведёт раскопки на месте крепости, державшей в XVII в. осаду местных маньчжуров.

«Старый Албазин?»: найдены возможные следы похода Хабарова на Амуре
© 2x2.su

Что же было раньше на месте острога? Об этом рассказал руководитель «Русского Амура», кандидат технических наук, доцент в области цифрового ТВ-вещания Алексей Воронин.

10 западин

Ещё в 2021 г. нас привлекла малоизученная история прихода первых русских казаков на верхний Амур в 1665 г., а также подробности освоения бассейна реки с 1647 г. Поэтому, спустя годы, мы вернулись с экспедицией на верхний Амур, и в ходе недавних исследований наткнулись в районе с. Албазино на ряд западин явно искусственного, то есть человеческого, происхождения. Западина - это небольшое углубление в земле с характерными бугорками по краям, которое остаётся после обустройства жилища на этом месте. Таких углублений мы нашли с десяток, все они обрамлены оврагом и небольшой насыпью. Обозначим волны освоения Албазина русскими в XVII веке:

Приход Ерофея Хабарова в 1649-1650 гг. На Амур он вышел через левый его приток - Урку. Оставив там отряд для зимовки, землепроходец вернулся с докладом о найденном пути, и далее, забрав зимовщиков, пошёл дальше в низовья Амура. Однако часть отряда Хабарова осталась на месте той зимовки. Но через два-три года их выдавили оттуда.

Приход воеводы Никифора Черниговского в 1665 г., организовавшего постройку того самого Албазинского острога, который выдержал в 1685-1689 гг. и первую, и вторую осаду маньчжуров, и стал потом предметом Нерчинского мира, по которому русские ушли с верхнего Амура.

Да, место Черниговского Албазина активно исследуют, но в пределах одноимённого села. Где же Албазин, знавший ещё Хабарова? Ведь там же, соответственно, находится и улус коренных народов - самого князя Албазы, изначально жившего на этом месте.

Работая со множеством документов, мы обнаружили интересную деталь: первые карты Сибири, которые готовились для царя Петра (хотя перед этим тоже были попытки), относятся к работам Семёна Ремизова - русского энциклопедиста Сибири, картографа, архитектора, строителя, историка, художника, писателя, боярского сына, проживавшего в Тобольске, который подготовил три больших сборника, один из которых был представлен государю. К сожалению, Пётр выбрал работу европейского картографа Витсена. Но ремизовские сборники не пропали: два хранятся в России, один - в США, был вывезен во время революции 1917 г. и до сих пор на родину не вернулся.

И ещё более удивительный труд - обобщённая карта, которая хранилась в покоях императрицы Екатерины, и потом долгое время - в Эрмитаже. Сейчас ввиду ветхости она убрана в фонды для реставрации. Но мне удалось увидеть подробнейший репринт карты, на котором значится удивительная надпись в районе расположения нынешнего Албазина: «Старый Албазин» - и никаких других пометок. А это, будем говорить, самый подробный фолиант, дошедший до наших дней.

Поэтому мы и отправились в 2023 г. в Албазино попытаться поискать следы исходного улуса, который, возможно, посещал Хабаров и который потом стал основой загадочного Старого Албазина, известного сегодня как просто Албазин.

И вот перед нами эти 10 западин. А обрамление их оврагом наводит на мысль, что мы имеем дело с куском небольшого острожка, а овраг - не что иное, как ров, ограждавший острожек. И тем более удивительным было обнаружить эти следы, учитывая, что эту территорию время от времени подтапливает Амур. Да и, в конце концов, прошло как минимум около 400 лет.

Западины находятся буквально в двух-трёх километрах от села Албазино. Имеющиеся до этого исследования свидетельствуют о наличии единичных находок: одного-двух жилищ в районе речки Ульдугич - чуть выше и ниже Албазина. Но это, конечно, не уровень тех больших посёлков, в которых мог останавливаться Хабаров в своём походе. А надо понимать, что его экспедиция насчитывала несколько десятков человек и двигалась явно по населённым пунктам, по разным причинам оставленным коренными народами. И в одной-двух юртах всем отрядом точно не разместишься - нужен хоть и небольшой, но посёлок. И если в юрте на месте каждой из найденных нами 10 западин размещались, скажем, три местных жителя - вот вам и 30 человек. И то мы нашли один явный ряд западин. А если был хотя бы ещё один ряд, это уже 60 жителей, и это действительно место для размещения полноценного отряда. Потому что передвигался Хабаров в зимнее время, а без жилья это, естественно, невозможно.

«Дом» Албазы?

Теперь изложу версии:

Первая: эти западины - следы остатка присутствия лагеря маньчжурского войска, которое, придя приблизительно в это место, разбило лагерь для осады Черниговского Албазина в 1685 г. Но версия не особо вероятна: в конце концов, лагерь - временный, а в таких случаях отсутствуют некоторые элементы постоянного присутствия. А в нашем случае речь именно о длительном нахождении.

Впрочем, если иметь в виду вторую осаду и главную задачу маньчжуров – именно блокировку острога, то есть круглогодичное пребывание в лагере, тогда версия имеет право на существование, при этом размеры жилища очень малы.

Вторая: это остатки первоначального подворья отца Ермогена, который пришёл в эти места вместе с Черниговским и организовал упоминаемый в документах Спасский монастырь. Отшельнический образ жизни монахов предполагает житие немного поодаль от людей. И Ермоген вполне мог использовать остатки старых жилищ в своих нуждах. Но кто оставил эти старые жилища – коренные народы?

Третья: посёлок даурского князя Албазы. Здесь и прошла экспедиция Хабарова. Уже упомянутый Черниговкий в ходе своего путешествия об этом месте знал, но приблизительно, поэтому при возведении острога чуть промахнулся или вообще выбрал на свой взгляд более удобное место.

Теперь версии об обозначении на картах так называемого Старого Албазина:

Первая: в картах Ремизова много вещей, скажем так, политизировано, потому что Россия в то время расширяла владения, и не всегда успешно. Где-то русские и уходили, но элементы своего присутствия надо было отметить. Исходя из этого, чувствуется, что рядом с Ремизовым находился человек (карта-то для императора!), который подсказывал, как правильно указать. Карта создана в 1701 г.: Нерчинский мир, исключающий нас с верхнего Амура, подписан, но дабы указать-таки своё присутствие, пометили как Старый Албазин.

Вторая: Старым мог быть обозначен населённый пункт ещё князя Албазы.

Подчёркиваю, всё это - версии, которые нужно тщательно проверить!