Пляски для школьного возраста
Музыка (в том числе прямо хард-рок, а также инструментальные версии международных рок-хитов) звучит всю дорогу (спектакль длится почти три часа с антрактом). Много экспрессивных движений, а то и прямо танцевальных номеров – хорош кордебалет, изображающий нечистую силу (группа актрис, обозначенная просто "Химеры"). Единственно, в спектакле не поют, а это прямо напрашивается, исходя из формата: ария Троекурова, дуэт Маши с Дубровским…. Без песен, прямо скажем, действие несколько провисает, и возникают вопросы к его формату. Пляшут, повторим, все. Довольно забавно наблюдать активно приплясывающих не слишком юных актеров Дениса Суханова (Дубровский-старший) и Игоря Гузеева (Троекуров). Между тем, главный нерв версии Ломкина именно в их отношениях (сам Владимир и Маша – Никита Смольянинов и Ася Войтович, выглядят бледнее, да и пляшут меньше). Обе отцовские фигуры – яркие эксцентрики, каждый по своему. Весьма запоминается сцена, как Дубровский-старший при нас сходит с ума, делая это очень экспрессивно. Как вам такой поворот: мертвый Дубровский-старший является к обидчику в кошмарах, читает ему стихи Пушкина, опять же, пляшет в компании дев-химер, благодаря чему в том просыпается совесть, и он отпускает Дубровского-младшего, хотя мог бы сдать его полиции? Сам Пушкин там тоже есть, молча ходит по сцене туда-сюда, иной раз с удочкой… Играет его загримированная под Наше Все Антонина Рыбаловлева. Почему девица – Бог весть! Как вы уже успели заметить, над верностью пушкинскому оригиналу режиссер особо не трудился. Тут такой нюанс: если это все же ближе к опере, то претензий особо можно не предъявлять (хотя измененный финал все же способен несколько смутить). Оно и в оперной "Пиковой даме", например, финал не тот, что у Пушкина. Но, повторю, это опера какая-то недоделанная. Как будто сэкономили на вокалистах! Ближе всего представленное "Сатириконом" к некоему синтетическому жанру, в свое время (да и теперь) любимому провинциальными ТЮЗами средней руки. Вроде как и представление о классике дать, и элементы чего-нибудь популярного внести, чтоб школьники от скуки зал не разнесли (Ломкин, работающий главрежем в Удмуртии, видимо, усвоил это искусство хорошо). Важно, однако, и тут соблюдать нечто вроде баланса – между оригиналом и развеселой интерпретацией. Не вполне уверен, что постановщику это удалось. Рекомендуем идти с детьми. Потому что если вы без них – зрелище (технологически вполне качественное) вызывает слишком много вопросов и сомнений. Но и детям все же не мешает сначала прочитать настоящего "Дубровского", а уж потом идти на ломкинского.