Войти в почту

Рассекреченная в США российская разведчица-нелегал посетила Волгоград

Настоящих «наших разведчиков» и «их шпионов» можно встретить не только в книгах и фильмах, но даже в обычной жизни, если, конечно, повезет. Профессия журналиста дает такую возможность.

Рассекреченная в США российская разведчица-нелегал посетила Волгоград
© Волгоградская правда

Мы беседовали с бывшей советской и российской разведчицей-нелегалом, полковником Службы внешней разведки в отставке Еленой Вавиловой в Волгоградском социально-педагогическом университете, где состоялась ее встреча с работниками службы судебных приставов. Она рассказала им о профессии разведчика-нелегала на примере собственной судьбы.

Вместе с супругом Андреем Безруковым она входила сначала в советскую, а затем в российскую сеть разведчиков-нелегалов. Они проработали в Канаде, Франции и США 23 года. Их карьера неожиданно прервалась в 2010 году. Но не из-за собственного провала, а из-за предательства одного из их бывших начальников – полковника Службы внешней разведки России, который перешел на сторону США и сдал всю агентурную сеть в Северной Америке. Елена Вавилова с мужем и еще 8 другими нашими агентами-нелегалами были арестованы американцами. В их числе была и ставшая известной Анна Чапман.

Их признали виновными в заговоре с целью осуществления шпионской деятельности в пользу иностранного государства. Им грозило длительное заключение. Но вскоре всех наших разведчиков обменяли на «их шпионов», находившихся в заключении в России. Через 13 дней заключения Елене и Андрею повезло вернуться на Родину.

Елена Станиславовна, прежде всего хочу спросить: вы впервые в Волгограде?

– Да, никогда здесь не была. Я только первый день в Волгограде, и самое первое впечатление – прекрасное! Красивый город, зеленый. Для меня это трогательная поездка, потому что быть здесь и прикоснуться к истории легендарного города – это событие, к которому я стремилась, о котором мечтала. И вот я здесь!

– Известно, что еще в советское время, когда вы только начинали учиться на историческом факультете Томского университета, сотрудник КГБ СССР целых полтора года изучал вас, прежде чем сделать вам предложение пойти работать в Службу внешней разведки. И не только вам, как выяснилось позже, но и вашему будущему супругу, с которым вы учились… Не страшно было соглашаться?

– Дело в том, что мы, как и все советские люди, были воспитаны в духе патриотизма и преданности своей стране. Помните, тогда даже был такой лозунг: сначала думай о Родине, а потом о себе… Мы были молоды. Нам хотелось проявить себя, заняться чем-то полезным для страны, для народа. Поначалу, конечно, профессия разведчика представлялась нам по книгам и фильмам в ореоле романтики, но на самом деле работа разведчика оказалась далеко не простой.

На этом снимке из семейного архива Елены Вавиловой и Андрея Безрукова – их свадьба в Томске, после которой они уехали в Москву учиться на разведчиков-нелегалов. В течение нескольких лет у них была самая трудная индивидуальная подготовка сразу по двум иностранным языкам – французскому и английскому, на которых предстояло работать. Занимались и с педагогами, и с носителями языка, чтобы детально овладеть всеми нюансами в первую очередь разговорной речи. Подготовка разведчиков включает также занятия карате, умение пользоваться оружием, закладывать тайники, работать с радио, расшифровывать и дешифровывать документы и сообщения, но главное все же – иностранные языки.

За все 23 года работы за границей Елена и Андрей, как того требует профессия, никогда, ни разу не общались между собой на русском. Даже сны и мысли у них всегда были только на английском. Американцы любят гордиться своими корнями – когда и из каких стран прибыли в США их предки. По легенде, наши разведчики-нелегалы были родом из франкоговорящих районов Канады, где они прожили первые несколько лет. Именно в Канаде Елена и Андрей создали семью и родили двоих детей.

Разведчики-нелегалы всегда живут чужой жизнью, под чужими именами. Первой их страной стала Канада. Елене пришлось работать и жить под именем Трэйси Ли Энн Фоли, ее мужу Андрею – Дональд Ховард Хитфилд. Первой их задачей было легализоваться в Канаде, создать семью и получить образование. По воле судьбы им пришлось второй раз сыграть свадьбу уже под новыми именами. Они стали вживаться в чужую жизнь, обзаводиться друзьями и знакомыми, чтобы их легенда обросла деталями и стала более полной. Все вокруг были убеждены, что Трэйси и Дональд – обычные канадцы. Их профессии не привлекали внимания: они работали бухгалтерами, потом открыли небольшой бизнес по продаже товаров.

Задача любого разведчика – завести как можно больше полезных связей, чтобы получить солидный вес в обществе. Чем больше авторитет разведчика в обществе, тем больше у него знакомых, являющихся носителями ценной информации.

Когда семья Трэйси и Дональда обосновалась в Америке, супруг Елены поступил в Гарвард. Учеба в нем позволяла завести знакомства со студентами, которые в будущем после трудоустройства могли быть полезны. Важно было наладить и закрепить дружеские связи для последующих контактов.

«После Гарварда, – рассказывает Елена, – супруг устроился в консалтинговую компанию по стратегическому развитию бизнеса. У него появились серьезные клиенты – большие компании, что позволило получать много полезной информации».

Между тем дети Елены и Андрея росли теперь уже канадскими американцами. Они даже не представляли, кто их родители на самом деле и какая в их жилах течет кровь. Пока не грянул гром…

На всех встречах Елену Вавилову просят в деталях рассказать об их с супругом аресте в результате сдачи предателем всей нашей агентурной сети. И она всегда рассказывает:

«Это был арест в лучших традициях Голливуда. Мы отмечали 20-летие старшего сына, сходили в ресторан, пришли домой. Ждали его друзей, он собирался пойти с ними праздновать. Вдруг раздался стук в дверь, я пошла открывать, а муж тут же заметил людей, которые окружают дом. Я открыла дверь, и внутрь ворвались вооруженные агенты ФБР. Мы переглянулись и замерли, а дети не поняли, что произошло. Нам объявили, что мы арестованы, и надели на нас наручники. Когда нас вывели, на улице все было оцеплено. Все соседи и зеваки вышли взглянуть, что случилось. Нас посадили в разные машины и увезли в ФБР. Первые мысли сыновей были о том, что это ошибка: сейчас все выяснится, и родители вернутся. Агенты ФБР разместили их на ночь в гостинице, потому что в доме проходил в обыск. Из здания ФБР нас перевели в полицейский участок и там предъявили обвинения. Сидя в камере, каждый размышлял, что же могло пойти не так и где именно мы допустили ошибку. Но через пару дней, когда нам принесли обвинительное заключение, мы поняли, что в этот день были арестованы наши коллеги в других штатах».

По предъявленному обвинению нашим разведчикам грозило до 30 лет тюрьмы. Но, к счастью, всего за две недели, пока разведчики находились под арестом, США и Россия договорились об обмене 10 наших нелегалов на 4 человек, находившихся под арестом у нас. Сначала в Россию – совершенно незнакомую страну – вернулись сыновья Елены и Андрея, которых встретили также совершенно незнакомые им родственники, о существовании которых они даже не подозревали, а через некоторое время и они сами.

Волгоградских слушателей истории жизни Елены Вавиловой заинтересовал такой вопрос: «А если бы ваши дети захотели остаться жить в Америке? Вы рассматривали такой вариант?»

– По идее, они могли бы там доучиться, – говорит Елена, – но американцы дали понять, что это неприемлемо, потому что их документы были получены на основании наших поддельных документов.

– Ваши дети стали русскими? – спрашиваю Елену. – Ведь они приехали фактически в чужую страну, даже не зная русского языка...

– Дети выучили русский язык. Это уже хороший шаг, чтобы двигаться вперед и стать русскими. Я думаю, что они себя еще ищут. У них сейчас смесь языков, смесь культур… Но они, безусловно, прочувствовали и русскую культуру, и особенно красоту нашей природы, и, наверное, душевность наших людей. За рубежом мы старались сохранить в них европейскую культуру через французский язык, чтобы они не стали типичными американцами. Мы не хотели, чтобы они приняли их менталитет, и это нам удалось.

– Но родиной для них по-прежнему остается Канада?

– Конечно, местом рождения остается Канада, но страна их родителей, их родственников и их генов – это Россия. Они теперь даже рады, что находятся здесь, а не там. Старший уже выучил китайский язык и даже немного поработал в Китае…

Елена Станиславовна, еще несколько вопросов, касающихся вашей с мужем работы в паре. В одном из интервью вы сказали: «На мне была связь: я заводила знакомства, отправляла и принимала шифровки на азбуке Морзе, а супруг – стратег, разрабатывал тактику работы...» Неужели дело радистки Кэт из «Семнадцати мгновений весны» еще живет, и уже не советские, а российские разведчики по-прежнему пользуются чемоданом с рацией и азбукой Морзе?

– А почему вы удивляетесь? По крайней мере, в наше время, в 2010 году, мы пользовались маленьким приемничком, с помощью которого на азбуке Морзе принимали и отправляли шифровки в Москву. Когда появились компьютеры, они помогали нам расшифровывать сообщения. Но передавались они опять же через приемник с помощью азбуки Морзе. Не через интернет же передавать и не через электронную почту…

– Интересно, во время обыска после вашего ареста агенты ФБР нашли этот приемник?

– Скорее всего. Но никакой полезной информации из него они получить не могли бы.

– И еще вопрос. Все помнят опять в тех же «Семнадцати мгновениях…» причину провала радистки Кэт – во время родов... Правда ли, что вы при родах оба раза отказывались от наркоза?

– Правда! Это было мое желание, чтобы лучше контролировать себя. И супруг стоял рядом и тоже контролировал и меня, и всю ситуацию, чтобы в случае чего как-то отвлечь внимание медсестер.

– Знали ли о вашей работе ваши родители?

– Нет! Мы выбрали такую стезю, в которой было много тайного и секретного, но это было необходимо для эффективной работы – чтобы избежать утечки информации. Родители думали, что мы переводчики, которые сначала переехали в Москву для работы в социологическом институте, а затем уехали по приглашению за рубеж. Но они не знали ни страны, ни подробностей нашего переезда. Они были уверены, что мы сделали свой выбор, довольны своей жизнью, и этого было достаточно.

Каждое свое выступление перед соотечественниками Елена Вавилова заканчивает призывом к своим слушателям творить добро, любить и защищать свою Родину, ее единство и безопасность.