35 блюд, царская охота и революционные сходки: история пикников

Еда на природе — совершенно естественный процесс. Представьте себе древнего человека: поймал мамонта, зажег костер, зажарил мясо. Где? Конечно, на открытом воздухе. Пастухи пасут стада, захватили с собой ломоть хлеба, кусок сыра, перекусили на каком-нибудь живописном холме, не упуская из виду подопечных. Так происходило веками и тысячелетиями. Со временем складывались какие-то обычаи. В Древнем Риме, например, устраивали летние ночные прогулки за город, чтобы за несложными закусками полюбоваться звездным небом. Китайские изображения конца Х века донесли до нас изображения пирующих под деревьями людей. На Руси известен был обычай пирования братчиной, который устраивали в складчину.

Дворянин со свитой на пикнике. Иллюстрация из французского издания «Охотничьей книги Гастона Феба», XVвек.
commons.wikimedia
Пикник, каким мы знаем его сейчас — праздным времяпрепровождением с едой и питьем на лоне природы, сложился в более новое время. В XVII веке начал появляться человек праздный, не занятый повседневным изнуряющим трудом. У людей появилось свободное время, которое захотелось проводить приятно, легко, с радостью. Эпоха Просвещения выдвинула на первый план идею существования человека в радостном единении с природой. Эта романтичная идея возвращения из тесных, грязных, скученных средневековых городов на лоно природы реализовалась в пикниках.
Само слово «пикник», предположительно, французское, хотя лингвисты до сих пор не пришли к единству, придумали ли его французы или англичане. И те и другие тянут пикниковый плед на себя. Французский след начинается в 1692 году, слово «пикник» впервые упоминается в печати как недавно появившееся. Двор Людовика XIV с его тягой к развлечениям пикники принял с воодушевлением. В это время развлечения на природе доступны лишь аристократам, простой люд зарабатывает себе на хлеб, а не пирожные, им не до пикников. Маленькие галантные развлечения придворных на природе, расположившихся на траве и качелях под раскидистыми деревьями, становятся предметом изображения художников, например Антуана Ватто. Как новейшее увеселение пикник становится объектом интереса; его, если можно так сказать, «показывают по телевизору», но в застывшем кадре рамы картины.

«Обед вчетвером», 1870, художник Джеймс Тиссо
Art Renewal Center/commons.wikimedia
Французская революция сделала пикник народным развлечением. Парки и резиденции монархов стали доступны для обычной публики, которая воспользовалась шансом их осмотреть. Ну и перекусить по пути. Всенародным поводом для пикников со временем стал день взятия Бастилии, национальный праздник Франции. Я сам был на таком. На Марсовом поле в Париже, в тени Эйфелевой башни, собираются тысячи людей, расстилают пледы и салфетки, разливают вино и шампанское по стаканчикам, поют, слушают музыку, болтают, заводят знакомства — живут полной жизнью.

«Обед на траве», Эдуард Мане, 1862 год
commons.wikimedia
Традицию пикников во многом приписывают себе и англичане. Всем известная традиция аристократической охоты, после которой в охотничьем ли домике или на живописной полянке принято было готовить добычу и делить ее между присутствующими. Жареная дичь, съеденная на лоне природы, могла быть основой английского пикника. И все же письменные источники сообщают о нем лишь с 1728 года как о светском времяпрепровождении. Постепенно пикники обросли знакомыми нам приметами: клетчатыми пледами, плетеными корзинками, льняными скатертями, а во времена королевы Виктории — и регламентом, предписывавшим вполне определенный способ устройства пикников. Так, на приличном пикнике должно было быть представлено не менее 35 блюд. По нынешним временам такое изобилие сложно себе представить. «Книга о ведении домашнего хозяйства миссис Битон» — самый масштабный источник знаний о викторианской кухне — рекомендовала для пикника на сорок человек приготовить: холодную запеченную и вареную говяжью шейку, две порции бараньих ребер, две бараньи лопатки, четыре жареных петуха, две запеченные утки, один свиной окорок, один язык, два пирога с телятиной и ветчиной, два голубиных пирога, шесть средних омаров, восемнадцать головок салата, шесть корзинок с зеленью и шесть — с огурцами, две дюжины фруктовых пирогов, два холодных пудинга, два бланманже, печенье, компот в бутылках и чай.
Еда, тарелки и приборы для пикника упаковывались в специальные чемоданы или корзины. Тарелки, чашки, стаканы и бокалы, вазочки для цветов, приборы для соли, перца и горчицы — все надежно пристегивалось кожаными ремешками, а к крышке крепился раскладной столик. Это позволяло не садиться на траву и не пачкать дамам белые платья. Любопытно, что в Японии эпохи Эдо были известны ровно такие же приспособления для пикников. В больших лаковых коробках были и сиденья, и столик, и компактные наборы посуды из глины и лака.
К концу XIX века сложился типичный набор для пикника: плетеная корзинка со снедью и утварью. Вполне определенно выглядел и костюм человека, который собирался на пикник. На старых фотографиях рубежа XX века мы видим людей в белых парусиновых костюмах свободных форм. Дамы тоже наряжались в светлые платья, часто в цветочек, а соломенные шляпы скрывали лица и мужчин, и женщин от загара. Одежда при этом была очень практичной. Прочные, но легкие туфли позволяли с легкостью двигаться по скользкой траве и неровностям рельефа, плотные красивые чулки защищали от насекомых в траве, перчатки — руки, а на случай прохлады рекомендовалось захватить шаль. На ней же можно было полежать на мягкой траве. Именно так выглядели пикникующие и в России, так одевались наши дачники.

Пикник, Томас Коул, 1846 г.
Thomas Cole/ Brooklyn Museum/commons.wikimedia
Пикник устраивали с умом. Место для него рекомендовалось найти вблизи живописного чистого ручья, в тени деревьев, но не плотной, а смешанной с солнечным светом. Среди необходимых для пикника вещей упоминались гамаки, спиртовые светильники (сейчас их заменили лампы на солнечных батареях), чайники и даже книги со стихами, чтобы развлекать тех, кто «не уснет после обеда». Декор пикника был настолько основательно проработан, что они превращались в настоящие гостиные на природе. Вместе с хрустальными бокалами, кружевными скатертями и раскладными стульями в буквальном смысле слова происходило чудо: природа становилась домом.
В правильно организованном пикнике всегда важнейшей частью были развлечения: игра на музыкальных инструментах, шарады, подвижные игры. Еда должна была поддержать силы и освежить отдыхающих, оставаясь не главным, но приятным сопровождением. По сравнению со списком миссис Битон перечень еды становится менее масштабным, она все больше напоминает современные стандарты: сэндвичи, миниатюрные холодные котлеты, ветчина, сыр, фрукты, ягоды. И все же, думая о пикнике, практичные домохозяйки удваивали количество еды и добавляли еще немного: аппетит на свежем воздухе у всех неизменно возрастает.

Император Николай II и Александра Федоровна на охоте (К. фон Ган-1900 г)
В России мода на пикники прижилась довольно быстро. В начале XX века тон задавала царская семья, любившая отдыхать на природе. В формате пикника даже устраивали встречи в верхах, как сейчас принято говорить. Известен случай, когда пикник устроили для встречи Николая II и короля Швеции. На финском берегу выбрали удобное место, императрица с королевой сидели в удобных плетеных шезлонгах, а неподалеку был разведен костер, в котором царские дети пекли картошку. На десерт подавали землянику в вазочке времен Елизаветы Петровны — тонкий штрих, подчеркивавший статус пикника.

Император Николай II, Императрица Александра Феодоровна и другие члены Дома Романовых на пикнике
Тогда же, в начале XX века, под гуляния в пригородных рощах и парках стали маскироваться революционные сходки. 1 мая задолго до революции было праздничным днем, эта дата осознавалась как символическая граница между зимой и летом. 1 мая обычно устраивались семейные и дружеские выезды на природу, которые революционеры использовали для конспиративных встреч.

Пикник в Колумбусе, штат Огайо, ок. 1950 год Postdlf/commons.wikimedia
Маевки, кстати, не единственный пример использования пикников в политических целях. 19 августа 1989 года на австрийско-венгерской границе вблизи города Шопрона состоялся панъевропейский пикник. На три часа, пока длился пикник, была открыта граница между странами, и больше 600 граждан ГДР использовали это, чтобы бежать через Австрию в ФРГ. Так пикник превратился в самое массовое бегство граждан ГДР с момента постройки Берлинской стены. Историки называют этот пикник одним из событий, приведших к окончанию холодной войны, падению железного занавеса и объединению Германии.

Кард из кинофильма «Москва слезам не верит»
Со времен Хрущева непременным атрибутом пикников стали шашлыки. У каждого в семейных фотоальбомах наверняка есть фото, на которых вся большая семья жарит шашлыки, наслаждаясь первыми теплыми днями. Шашлыки — это открытие дачного сезона, это начало лета, курильница, возносящая благодарность небу за счастье маленькой летней жизни.
А еще пикники сейчас — повод если не для многих, то для некоторых ресторанов собрать большие или маленькие, но непременно элегантные корзинки для пикников. Кто-то кладет в них стейки и подготовленные к зажарке шашлыки с соусами и овощами, кто-то — деликатесы: риет из щуки с фисташками, домашний паштет из печени индейки, конфитюр из черноплодной рябины и черной смородины, сыр и свежеиспеченный хлеб с круассанами. В любом случае пикник получится на славу, главное, чтобы настроение было хорошим.
Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в нашем телеграме и в «Дзене».