Круче, чем в кино. Как из-за Карибского кризиса едва не началась ядерная война

27 октября (это была суббота) 1962 года советскую подлодку у берегов Кубы атаковали американские корабли. В ответ капитан субмарины решил: нужно дать ответ. Притом ядерным зарядом! После такого, вероятнее всего, началась бы ядерная война между СССР и США, а 28 октября для значительной части человечества мог и не наступить. Как мир дошёл до этой грани и благодаря кому он от неё отступил?

Круче, чем в кино. Как из-за Карибского кризиса едва не началась ядерная война
© Секрет Фирмы

Какой была «чёрная суббота» человечества

Утром того дня в небе над Кубой советские войска сбили американский самолёт-разведчик U-2. Последние дни авиация США часто летала над островом: всего за пару недель до этого США обнаружили, что там расположились советские войска. Не просто расположились, а привезли с собой ядерное оружие. И, скорее всего, уже нацелили его на Флориду, Нью-Йорк, Вашингтон и другие прибрежные города.

Уничтожение американского самолёта и гибель пилота — майора ВВС США — в тот момент многие восприняли как «первый выстрел последней войны».

Война уже казалась неизбежной. Но день только начинался.

Ещё один U-2 примерно в то же время летал у Северного полюса — собирал пробы воздуха, чтобы эксперты могли получить информацию о советских ядерных испытаниях. В какой-то момент самолёт нарушил воздушное пространство СССР.

К нему вылетели истребители МиГ, но перехватить или сбить U-2 не удалось. Через 1 час и 22 минуты американский самолёт покинул советское воздушное пространство, куда, как объяснял потом пилот, он залетел по ошибке. А ошибка в такой день могла стоить дорого.

Тем временем кубинский лидер Фидель Кастро по дипломатическим каналам убеждал советского лидера Никиту Хрущёва нанести превентивный ядерный удар по США. Мол, раз война неизбежна, надо бить первыми. То, что сам он и его народ почти наверняка не выживут в этой бойне, его не смущало — ради победы над США Кастро был готов на такую жертву.

В США тем временем решали, как реагировать на сбитый самолёт. По заранее разработанным сценариям американцы должны были интерпретировать это событие как то, что СССР решился на войну. К счастью, они сочли инцидент случайный. Американцы предупредили советского посла: повторится такое — и мы за себя не ручаемся!

Пока всё внимание было приковано к инциденту в небе, произошёл ещё один — на воде. У берегов Кубы корабли ВМС США обнаружили советскую подлодку Б-59. Чтобы заставить её всплыть, они начали сбрасывать глубинные бомбы.

Связи с Москвой у подлодки не было. Атаку бомбами экипаж субмарины и в частности её командир Валентин Савицкий восприняли как то, что война уже началась. А раз так, то нужно атаковать противника... атомной боеголовкой.

Как начался карибский кризис

Именно под таким названием события 1962 года вошли в историю. Но началось всё на несколько лет раньше. Две ключевые точки отсчёта:

Кубинская революция. Фидель Кастро, Эрнесто Че Гевара и другие социалисты свергли режим диктатора Батисты. При нём Куба была популярным местом отдыха для американцев, там располагались казино и другие злачные места. После переворота Кастро пытался наладить контакт с США, но президент Эйзенхауэр даже не стал с ним встречаться. Тогда кубинцы национализировали имущество американских компаний и пошли на сближение с СССР. В 1961 году США разместили в Турции 15 ракет «Юпитер» с ядерными боеголовками. Они могли поражать цели в радиусе 2400 км, то есть напрямую угрожали европейской части СССР. До Москвы они могли долететь за 5–10 минут. Это существенно меняло баланс сил, который и без того в те годы был в пользу США: по количеству ядерных ракет они превосходили противника на порядок (3500 против 300).

СССР решил вернуть ядерный паритет, разместив ракеты на Кубе. Об этом стороны договорились весной 1962 года. Оставалось только незаметно для всего мира доставить смертоносное оружие на другой конец планеты. Как ни странно, это удалось — благодаря секретной операции «Анадырь».

В июне во всех крупных портах страны начали готовить военных к отправке якобы на Чукотку. Американские самолёты-разведчики уже тогда летали там чуть ли не как у себя дома, поэтому такая северная миссия казалась логичной. На 85 кораблей загрузили лыжи, валенки, дублёнки и прочую зимнюю экипировку. Мало кто из экипажа знал, что среди груза будут и ядерные боеголовки.

Капитанам судов выдали конверты, которые нужно было вскрыть через сутки после отправления в присутствии политруков. В письмах было указано новое место назначения — Куба.

Удивительно, но таким образом удалось переправить к острову под носом у США около 45 000 военных и 40 ракет с ядерными боеголовками и массой другой военной техники.

Американцы заподозрили неладное в конце августа, когда их самолёт-разведчик сфотографировал на Кубе футбольные поля. А кубинцы сроду не играли в футбол, они предпочитали бейсбол. 14 октября США удалось сделать снимки, на которых были видны позиции советских военных. Это вызвало панику.

Армию США перевели на режим DEFCON 2 (по пятибалльной шкале, где 5 — это обычная готовность в мирное время, а 1 — положение перед непосредственным использованием оружия массового поражения). Такого не было ни до, ни после Карибского кризиса.

Представители Пентагона настаивали на том, что нужно разбомбить советские позиции и высадить на остров американский десант. Но президент Джон Кеннеди не поддавался их давлению. Вместо этого он 22 октября ответил морской блокадой Кубы. Правда, блокада по документам ООН считается актом агрессии, поэтому американцы назвали свои действия «карантином».

В том же день Кеннеди обратился к нации, рассказал о советских ракетах в 150 км от границ страны и потребовал от СССР немедленно их убрать. И предупредил, что вооружённые силы «готовы к любому развитию событий».

Хрущев же ответил письмом, в котором назвал карантин «актом агрессии, толкающим человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны», и осудил американский ультиматум.

Хрущёв добавил, что, если США «не прекратят своих пиратских действий, правительство СССР примет любые меры для обеспечения безопасности судов».

Пока по официальным каналам шла эскалация, по неофициальным передавались конструктивные идеи. 26 октября популярный в США журналист ABC News Джон Скали передал в Белый дом сообщение от резидента КГБ в Вашингтоне Александра Фомина о том, что можно найти дипломатическое решение и выйти из этого тупика.

Но всё это уже на следующий день было бы неактуально, ведь командир субмарины Б-59 Валентин Савицкий решился на ядерный удар. Этот торпедный выстрел должен был начать «последнюю войну» человечества.

Почему не произошёл ядерный апокалипсис

Мир спасло то, что военное командование СССР предусмотрело «защиту от дурака», то есть от человеческого фактора. Принять в одиночку такое серьёзное решение Савицкий не мог. «Да» должны были сказать три старших офицера.

Замполит поддержал решение «бахнуть», а вот помощник Савицкого, капитан Василий Архипов не согласился с коллегами. Он убедил их вместо пуска атомной торпеды подать американским кораблям сигнал «Прекратите провокации».

Обстановка разрядилась, Б-59 поднялась на поверхность. Американские эсминцы субмарину не тронули, но следили за ней издалека до конца дня 27 октября.

Выдержка Архипова, судя по всему, спасла человечество от ядерной катастрофы. Но только её одной было недостаточно.

Так же как Кастро давил на Хрущёва, американские военные давили на Кеннеди, что нужно скорее бить первыми. Они полагались на неточные разведданные: они считали, что советские ядерные боеголовки ещё не успели подготовить к пуску и что военных и оружия на острове намного меньше, чем было в реальности. Про ядерные ракеты на подлодках они даже не подозревали. Но Кеннеди не поддался на это давление.

28 октября американский президент получил от Хрущёва письмо с предложением сделки: вы выводите ракеты из Турции и гарантируете безопасность Кубе, мы — вывозим оружие с острова, чтобы всё было честно, контролировать процесс будут наблюдатели ООН.

В итоге так и получилось. Угроза взаимного ядерного уничтожения стала намного менее острой (хотя и не исчезла полностью). Часть элит в обеих странах считали эту сделку поражением и относились к ней как к капитуляции своей державы.

Но она позволила сохранить мир — как минимум на следующие 62 года.

Коллаж: «Секрет фирмы», соцсети, wikipedia.org