Стало известно, что отец Урсулы фон дер Ляйен амнистировал садиста-убийцу
В России впервые опубликованы документы о преступлениях и оправдании Эриха Густава Шарфеттера - "человека с киркой", нацистского садиста-убийцы, приговоренного к 18 пожизненным срокам за 18 убийств, совершенных в концлагере на оккупированной территории СССР. Но в 1990 году помилованного главой федеральной земли Нижняя Саксония Эрнстом Альбрехтом, отцом нынешнего председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. События эти полны столь страшного излучения, что не заметить их нельзя.
Однако Урсула фон дер Ляйен так карнавально пофланировала по современной политической сцене поклонницей Зеленского, что вешать на нее "милосердие" отца, амнистировавшего страшного убийцу-фашиста, не знаю, стоит ли?
В конце концов, то, что послевоенная Германия в западном своем изводе любила объявлять о своих успехах в полной денацификации и хорошо взятых у истории уроках, застраховавших ее от повторения фашизма в своей стране, и при этом с помощью западных союзников тихонечко амнистировала страшных фашистских преступников, давно не новость. Последний раз громко эта тема звучала в 2013 году в "Красном свете" Максима Кантора.
Конечно, оставалось страшное удивление от открывающейся реальности.
Но кто-то из моих знакомых говорил: ну а что, Германия после 1945-го - это нация одиноких женщин и детей, мужчины выбиты на войне, ей надо было как-то подниматься. Переворачивать страшные страницы истории и начинать все с чистого листа.
И это да. Но нельзя искажать смысл записанного на перевернутых листах истории. Особенно, если там истории жертв и палачей. Мук и зверств. Нечеловеческих издевательств над человеком.
Этот "человек с киркой" при всей его примерной послевоенной трудовой биографии - отвратительное существо и преступник, которому нет прощения. Что его сделало таким страшным - отдельная тема. Но вклад немецких нацистских идей, соблазнявших недалеких и склонных к патологическим зверствам санитаров мыслью о своих сверхчеловеческих правах в отношении недочеловеков других наций, тут несомненен.
Понятно, что в 1990-м даже при наличии двойной моральной бухгалтерии никто в Германии такими идеями не баловался, и отец Урсулы фон дер Ляйен, наверное, тоже. Все вокруг уже начинали задаваться вопросами, что делать с дряхлыми убийцами, стоящими на краю гроба? И вопросы эти были правильными и вроде бы толкающими нас к милосердию. Но вот что нельзя забывать.
Религиозное сознание, не из учебника для атеистов, а настоящее, живое, внутреннее, магменное оставило нам одну неугасимую нравственную истину: кровь вопиет. Кровь убиенных вопиет прямо к Богу. И не допускает перемены отношения к себе "за давностью события", как бы ни ослаблялась человеческая память. Поэтому убийцам не миновать суда и расплаты.
Самый серьезный и публичный суд, кроме Нюрнберга, в послевоенное время мир пережил, наверное, в деле Эйхмана. Скорбно согласившись с идеей и выводами Ханны Арендт о "банальности зла" на суде, не будем забывать о крови, которая "вопиет". Вот это и сквозит в истории с амнистией страшного фашиста отцом Урсулы фон дер Ляйен - забывчивость к вопиющей крови.
Мы не отменили для себя отменившую нас Европу, любим Гете и Шиллера, перечитываем Диккенса и Фейхтвангера, любуемся да Винчи и Рембрандтом, и про Матисса с Пикассо не забываем, но уже не можем не видеть из разворачивающихся перед нами сюжетов вот эту ее ловкую готовность повернуться и поискать средство, механизм, закон, удачное устроение чего-либо, не выслушав голоса вопиющей крови. Интересы важнее нравственности? Но уж точно не в событиях 1941-1945-го в концлагерях на оккупированных территориях.
Понятно, что многое хочется забыть, но "кровь вопиет" и свидетельства всплывают.