Пуритане: страдания со счастливым финалом

Под руководством композитора либреттист граф Карло Пеполи взял за основу либретто французскую драму "Круглоголовые и рыцари" Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса, известного как Сентин. Время действия - гражданская война в Англии XVII века, борьба пуритан и роялистов. В эпоху Беллини этот сюжет очень возбуждал патриотические чувства итальянцев в раздробленной Италии XIX века. Премьера последней оперы Беллини "Пуритане" прошла в Париже с триумфом в 1835 году, уже в 1840 году её впервые увидел Петербург. Февральская премьера нынешнего сезона Мариинского театра стала возобновлением на мариинских подмостках "Пуритан" спустя полтора века. Чтобы современный зритель сразу проникся происходящим на сцене, во время оркестрового вступления на подъёмных перегородках появлялись титры старинного английского шрифта с русскими фразами, вводя в курс дела (художник по видео Александра Агринская). А хоровая интродукция сопровождалась на сцене стрижкой сторонников Кромвеля под горшок. Круглоголовые - пуритане читали молитвы, надевали шлемы и брали копья. Замок лорда Уолтона был готов для борьбы со Стюартами. Режиссёр постановки - Владислав Фурманов, художник по декорациям и костюмам - Галина Филатова. Сценография и костюмы не отличались пышностью, а соответствовали историческим реалиям. Художник по свету Антон Николаев только в самом финале позволил яркому свету брызнуть на сцену. На протяжении спектакля средневековая мрачность не оживлялась особенным освещением. Грозные исторические события стали фоном для большой и чистой любви дочери Уолтона Элеоноры и роялиста лорда Артура Тальбота. Эта любовь уступает чести и долгу рыцаря, спасающего королеву Генриетту, вдову казнённого Карла I. Множество перипетий, где присутствуют горе, сумасшествие, безответная любовь, нежность и благородные страсти, а также преданность родине, понимаемая героями по-разному, приводят к счастливому финалу. Прихотливый сюжет, переплетение судеб страны и людей, массовые сцены, развёрнутый оркестр придали опере Беллини черты большой французской оперы. Масштабный жанр не отодвинул на второй план интимные переживания главных героев. Проникновенная лирика соседствует в "Пуританах" с героикой. В ранг шедевра оперу возвела, несомненно, гениальная музыкальная партитура мастера бельканто. Беллини не поскупился на технические трудности не только, традиционно, для партий сопрано и тенора, но щедро наградил фиоритурами баритона и даже басов. Изысканнейший мелодизм и виртуозность, как оммаж своему старшему коллеге Россини, сработали у автора "Пуритан" на эффектный сценический блеск. Исполнительский состав включил: Евгения Чернядьева (Лорд Уолтер Уолтон), Альбину Шагимуратову (Эльвира), Магеррама Гусейнова (сэр Джорж Уолтон), Александра Михайлова (лорд Артур Тальбот), Владислава Сулимского (сэр Ричард Форт), Олега Балашова (сэр Бруно Робертон), Дарью Рябоконь (королева Генриетта). Для Альбины Шагимуратовой - это превосходная работа, соединившая безупречный вокал и драматическую игру. Было наслаждением слушать Эльвиру и в радости, и в горе. Тонкой голосовой струйкой певица просачивалась на заоблачные верхушки и укрепляла там свои фортиссимо. В Арии с покрывалом счастливая Эльвира превосходно владела голосом, легко подчиняя себе сложности певческой партии, почти зрительно рисуя интонационный арабеск мелодий. В сценах безумия голос несчастной женщины приобретал необходимый драматизм, играл множеством красок. Магеррам Гусейнов (сэр Джорж Уолтон) и Владислав Сулимский (сэр Ричард Форт) "договорились" во всех смыслах в их развёрнутой дуэтной сцене перед финальной развязкой. Слаженно и красиво звучали в непростых партиях низкие мужские голоса, сливаясь в терциях и секстах "согласия". Александр Михайлов (лорд Артур Тальбот) потрудился в теноровой партии, очень технически насыщенной с высокими ре и даже одной фа, которую певец вытянул фальцетом. Напряжение в артисте чувствовалось в течение всего спектакля, артистическая зажатость до конца не исчезла. Но, так сказать, санитарный минимум певцом был выполнен в действительно нелёгкой вокальной партии. Сценический образ лорда Артура Тальбота напоминал традиционный образ Лоэнгрина. Статный и высокий Михайлов - рыцарь в сверкающих латах, с чистыми помыслами, окружённый свитой в белых одеяниях, отличался от всех персонажей. Он был предначертан судьбой прекрасной Эльвире. Исполнение и постановка редко идущей оперы "Пуритане" доставили несказанное зрительское удовольствие. Автор этих строк слушал эту оперу в театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Труппа Мариинского театра обладает вокальными ресурсами, достойными беллиниевского бельканто, это очень радует.

Пуритане: страдания со счастливым финалом
© Ревизор.ru