Войти в почту

В московском Люблино открылась выставка перьевых авторучек

Еду в музей-усадьбу "Люблино". Там, судя по выложенной в интернете информации, открылась уникальная выставка перьевых ручек из нескольких частных коллекций. Написано: "Экспозиция раскрывает удивительную историю пишущих инструментов с начала ХХ столетия до наших дней".

В московском Люблино открылась выставка перьевых авторучек
© Российская Газета

Мне интересно! Я же пишущий. И чернильная ручка - мой недавний инструмент. Однако путь из редакции в Люблино неблизкий. Можно поразмышлять на заданную тему.

Любопытно, но ни в английском, ни в немецком слово "перо" не связано с птичьим крылом. Для обозначения крыльев и оперения у немцев и англичан существуют специальные и совсем другие слова. А вот в русском перо летит, даже когда пишет. Оно и понятно: все-таки гусь одолжил русским поэтам, ученым и бухгалтерам этот редкий инструмент. Хитиновое основание гусиного пера можно было легко очинить острым лезвием и таким образом получить прекрасную возможность изложить на бумаге свои самые сокровенные мысли, чувства, догадки, открытия, наблюдения, указания и даже приказы. Гусиное перо подарило миру великолепные образцы поэзии, прозы, научных прозрений и описания законов бытия.

Моя коллекция, по-моему, не уступает выставочной. Фото: Юрий Лепский/ РГ

Но, как мне кажется, не менее важным было и то, что чернильное перо явило современникам понятие почерка - графического характера человека, знак его индивидуальности. Со временем даже криминалистика взяла на вооружение графологию - учение об идентичности конкретного гражданина с его почерком. А ведь от этого зависела уже судьба…

Словом, маленькая чернильная ручка, с оперением или без, помогла человеку выразить свою индивидуальность, неповторимость. Говоря словами великого русского поэта Боратынского, она позволила создать абрис "лица необщим выраженьем". До сих пор, когда мы говорим "написано от руки", имеем в виду, что написано и от души, и от сердца. Ну помните же у Булата Окуджавы: "Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить".

Почерк Михаила Булгакова. "Мастер и Маргарита".

Написанное пером и чернилами на листке бумаги порой обретало страшную силу и становилось именно "неугодным". Даже каллиграфический почерк поэтов не спасал их от скорой расправы тиранов. Царь сослал Пушкина в Михайловское, а Джугашвили до смерти "зацензурировал" Мандельштама. Люди гибли от топоров власти, но оставалось написанное пером. Потому что его не вырубишь топором, потому что рукописи не горят.

Ни этим ли пером написана наша жизнь? Перо для полета мысли. Фото: Юрий Лепский/ РГ

Но вот появилась шариковая ручка, и торопливые предсказатели будущего повелели прощаться с чернилами и перьями. Прошло почти полвека, но чернила и перья остались. Пусть не в школе, но в некоторых домах. А потом появился персональный компьютер, а за ним смартфон и планшет. И те же торопливые предсказатели повелели прощаться с ручками, газетами, письмами в конвертах и вдохновляться цифровой духовностью.

Думаю, что результат будет тем же. Но вот что действительно стало исчезать с приходом цифровой цивилизации, так это почерк, "лицо необщим выраженьем". Видимо, с лицом общим выраженьем проще иметь дело. Один из первых, кто почувствовал это, был Стив Джобс - создатель персонального компьютера. В университете он предпочел слушать только один курс. Это был курс каллиграфии.

Это почерк Пушкина.

Я ехал в Люблино поразмышлять обо всем этом, глядя на экспонаты. Увы, не получилось. Мне кажется, что эта выставка, к сожалению, "написана" не перьевой ручкой, а новоязом из соцсетей. И напоминает она скорее скучный комиссионный магазин, где нет даже толкового продавца. Несколько красивых "брендовых" ручек, рекламные плакаты и обязательные бахилы при входе.

Есть перьевые ручки, нет почерка.