Джордж Оруэлл — пророк ужаса и защитник угнетенных

Книга этой недели — сборник автобиографических повестей "Дорога на Уиган-Пирс" Джорджа Оруэлла

Джордж Оруэлл — пророк ужаса и защитник угнетенных
© Реальное время

Имя британского писателя Джорджа Оруэлла всегда всплывает в информационном поле, когда в мире наступают неспокойные времена, ужесточаются репрессии или к власти приходят правые. И поскольку современное общество не может похвастаться стабильностью, то вспомним не только известные произведения Оруэлла, но и его автобиографические и документальные работы из сборника "Дорога на Уиган-Пирс", в который вошли одноименная повесть, а также эссе "Славно, славно мы резвились", автобиографическая повесть "Фунты лиха в Париже и Лондоне" и репортаж "Памяти Каталонии". Кстати, на этой неделе писателю исполнился бы 121 год.

"Большой брат следит за тобой"

Фраза "Большой брат следит за тобой" стала практически мемом, а "Оруэлл" — модным брендом. И все же для многих Джордж Оруэлл остается великой загадкой. После успеха его политической притчи "Скотный двор" и тем более романа "1984" писатель вошел в общественное сознание как критик тоталитаризма и как антикоммунист. Его сила заключалась в дифференцированном, бескомпромиссном мышлении, направленном против любых форм угнетения.

"Скотный двор" — притча о предательстве властьимущих в ходе революции, а вовсе не о революциях в целом. Оруэлл написал ее в 1943 году, в то время, когда критика сталинизма в Англии была совсем не своевременна, ведь Советский Союз на тот момент был основным союзником в борьбе против нацистской Германии. Такая дружба возмущала Оруэлла, как и ее последствия. К примеру, он с трудом нашел издателя для своей притчи "Скотный двор". Писатель негодовал от того, что британские СМИ принимали и использовали в своих сообщениях советскую пропаганду, в которой, по его мнению, было много дезинформации.

Одна из важных тем в романе "1984" — идеологическое господство над прошлым. В романе в государстве террора, в специальном министерстве, которое называется Министерством правды, история постоянно подгоняется под текущие нужды. Переписываются целые архивы. Оруэлл писал, что на эту идею его натолкнуло стирание упоминаний Троцкого и других нежелательных персон в информационном поле Советского Союза.

Однако в восприятии этой всемирно известной антиутопии большую роль играет государство, которое постоянно следит за своими гражданами. В ужасном сценарии Оруэлла за людьми наблюдают всегда и везде с помощью так называемых телекранов, которые одновременно радиоприемники и камеры наблюдения. На каждой стене висит плакат с надписью "Большой брат следит за тобой", которая не дает забыть о слежке.

Следили не только в СССР

Кстати, Джордж Оруэлл никогда не посещал Советский Союз, он испытал на себе давление в другой стране. Это произошло во время Гражданской войны в Испании, в которой участвовал писатель. Сначала он приехал в Испанию как репортер, а потом сражался на стороне республиканцев против мятежников Франко и фашизма. Случайно он попал в милицию, политически близкую левым социалистам. И по этой причине Оруэлл чуть не стал жертвой чисток, проводимых коммунистами после внутренних властных схваток в Испании. Не в "1984", а в репортаже "Памяти Каталонии", который был его личным отчетом о Гражданской войне в Испании, Оруэлл пишет:

В последние недели, проведенные мною в Барселоне, в городе установилась неприятная атмосфера подозрительности, страха, неуверенности и плохо скрытой ненависти. Майские бои оставили после себя неизгладимый след. С падением правительства Кабальеро к власти пришли коммунисты, наведением внутреннего порядка стали заниматься министры из их числа, и никто не сомневался: прежде всего они разделаются с политическими противниками. Пока все было спокойно, и все же меня не покидало чувство неопределенной опасности, сознание надвигающейся беды. Даже если у вас не было никаких заговорщицких планов, в самом воздухе витало нечто, отчего вы непроизвольно ощущали себя заговорщиком. Все опасливо перешептывались в уголках кафе: ведь за соседним столом мог сидеть доносчик.

Но даже этот опыт не был первым в отношении государственной слежки. Из еще более раннего времени Джордж Оруэлл передал запоминающийся опыт:

Помню, однажды ночью мне случилось ехать в поезде с человеком из департамента образования (имени незнакомца я так и не узнал). Жара не давала уснуть, и мы всю ночь проговорили. Полчаса осторожных расспросов убедили каждого из нас, что собеседник "безопасен", после чего мы до утра, пока поезд медленно тянулся сквозь непроглядный мрак, пили пиво и проклинали Британскую империю проклинали от души, всем сердцем и разумом. Нам было замечательно. Но болтали мы о вещах запрещенных, и под утренним ярким солнцем, когда поезд вполз в Мандалай, распрощались виновато, как согрешившие любовники.

Это воспоминание содержится в книге "Дорога на Уиган-Пирс". Оно о времени, когда Оруэлл служил колониальным полицейским в Бирме. Эти пять лет стали для писателя временем, которые сформировали его. Потому что он развивался из совершенно другого фона, из противоположной ментальности и в противоречии с ней. Именно тогда он не только взял себе псевдоним Джордж Оруэлл, но и в целом создал свою личность.

Угнетенные, безработные и бездомные

Оруэлл родился 25 июня 1903 года как Эрик Артур Блэр в Британской Индии. Его отец был колониальным чиновником в опиумном департаменте, тогда Британская империя активно торговала опиумом. Эрик Блэр вырос в Англии, провел довольно унизительные годы в частной школе, затем в престижном Итонском колледже. Однако его оценки не позволили получить стипендию для университета, и это, возможно, стало причиной, по которой он записался на полицейскую службу в Бирме. В 19 лет Оруэлл приехал в Индию, в 1927 году во время первого отпуска подал прошение об увольнении. С тех пор 24-летний Эрик Блэр хотел быть только писателем, хотя долго не мог прожить на гонорары от писательства.

Именно в это время Оруэлл обратил внимание на рабочий класс и бедноту. Причем не только в качестве наблюдателя. Писатель работал посудомойщиком в Париже, был бродягой в Англии. Он жил — и временами голодал — с эксплуатируемыми и безработными, с сезонными рабочими и бездомными. Что привело его к этому? Он рассказал в "Дороге на Уиган-Пирс":

Созрела мысль бежать не только от империализма от любой формы превосходства человека над человеком. Я хотел опуститься, оказаться на самом дне, среди жертв и вместе с ними против тиранов. Думы мои вынашивались в глухом одиночестве, благодаря чему ненависть к угнетению достигла степени невероятной. Единственно достойным мной был признан отказ от жизненных успехов. Любой намек на стремление "преуспеть", иметь хотя бы несколько сот годовых казался духовным уродством, видом подлости.

Но именно из этой позиции появился первый успех писателя, а именно автобиографическая повесть "Фунты лиха в Париже и Лондоне". В 1933 году Джордж Оруэлл появился на публике с отчетом о пережитом опыте бедности и эксплуатации, который, по сути, стал большим репортажем. Если говорить откровенно, Эрик Блэр мог в любой момент вернуться к родителям, принять ванну и поесть досыта. Он часто чувствовал себя актером, когда просил своих знакомых о старой одежде, специально пачкал ее и отправлялся в Ист-Энд к приютам. "Фунты лиха в Париже и Лондоне" — не только увлекательный документ времени о теневых сторонах двух больших городов 1930-х годов, но и чрезвычайно актуальные размышления о социальном статусе труда и предрассудках в отношении бездомных и безработных.

Внутренняя борьба

В это время Джордж Оруэлл также начал писать газетные статьи и эссе. Однако сначала ему приходилось зарабатывать на жизнь учительством, позже — работой в книжном магазине. Все это время он писал еще два романа. Один из них, "Дочь священника", сегодня почти забыт, но другой стал классикой критики империализма. "Дни в Бирме" — это жестокая, проницательная, но также ироничная расправа с колониализмом британско-индийского образца.

Амбивалентность — одна из характеристик писателя. У Оруэлла было много убеждений — против гомосексуалов, феминисток и вегетарианцев. Писатель боролся за свои политические убеждения, но одновременно и с классовыми предрассудками внутри себя. В нем таился британский аристократ. Не случайно он выбрал для своего псевдонима имя национального святого британцев — Джордж, к которому добавил имя речки из милой сельской местности Восточной Англии — Оруэлл.

Для понимания личности писателя важно, что он должен был все испытать на себе, прежде чем прийти к какому-либо выводу. Кстати, так и появилась книга "Дорога на Уиган-Пирс". В ее первой части — замечательный репортаж о положении английских шахтеров, а затем идут долгие размышления о пути самого Оруэлла к социализму. Его издатель тогда был в ужасе, и Оруэллу с трудом удалось настоять на том, чтобы текст опубликовали в неизменном виде. Сегодня же мы читаем "Дорогу на Уиган-Пирс" как увлекательный документ человека, который не жалел усилий, чтобы дойти до своей правды.

Издательство: "Редакция Елены Шубиной"Перевод: Вера Домитеева, Валерия БернацкаяКоличество страниц: 652Год: 2023Возрастное ограничение: 16+

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты "Реальное время", автор телеграм-канала "Булочки с маком" и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке "Макулатура".