Войти в почту

В Москве открылась выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой

В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына - выставка, посвященная художнице Марии Башкирцевой (1858-1884). Она приурочена к 165-летию со дня ее рождения. Но художницу невозможно представить не только столетней, но и тридцатилетней.

В Москве открылась выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой
© Российская Газета

Марии Константиновне Башкирцевой было 26 лет, когда она умерла от чахотки в 1884 году в Париже. Ее дневник, изданный после смерти на французском и немецком и в сокращенном виде переведенный на русский в 1893 году, сделал ее культовой фигурой в Европе и России. Именно ей посвятила свой "Вечерний альбом" Марина Цветаева. О ней поэт написала в письме Розанову: "Марию Башкирцеву я люблю безумно, с безумной болью. Я целых два года жила тоской о ней. Она для меня так же жива, как я сама". А Брюсов словно подхватывал: "Ничто так не воскрешает меня, как "Дневник" Башкирцевой. Она - это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями, мечтами..."

Нет ничего удивительного, что русские символисты в конце XIX века обнаруживали в авторе дневника alter ego. Башкирцева - фигура, которая соединяла XIX век и грядущий. С одной стороны, романтически сильный и страстный характер. С другой - она оказалась едва ли не первой русской художницей, славу которой принесло ее творчество. В этом смысле она стала предшественницей тысяч женщин ХХ века, дав вдохновляющий пример профессионального успеха и славы.

Браслет с подвесками Марии Башкирцевой. Частная коллекция. Москва. Фото: Дом русского зарубежья

Причем ее слава была и литературной, и артистической. Более того, она была интернациональной: русская девочка, выросшая во Франции, стала одной из первых художниц, чьи произведения (это "Митинг", "Портрет натурщицы", "Жан и Жак") оказались в Лувре. Ее работы хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, в музее Орсе, в музейных и частных собраниях Австрии, Греции, США, Канады, Украины, Нидерландов, Сербии. Русский музей показывал ее работы на выставке 1929 года, а в 2019 году - в рамках проекта "Русские художницы..." в своем филиале в Малаге.

Нынешняя выставка "Искусство возвышает душу…", подготовленная Домом русского зарубежья (кураторы Татьяна Швец, Дарья Жмылева), более камерная. Но она позволяет увидеть, что актуальной остаются и фигура Башкирцевой, и вопросы, которые волновали ее. Наряду с вещами, что принадлежали художнице (от атласных туфелек до вееров, от театральных сумочек до украшений и семейных фотографий), здесь можно увидеть ранние рисунки, созданные во время обучения в частной Академии живописи Жюлиана, первые издания ее "Дневника".

Но ядро выставки - три живописных полотна: "Портрет Клотильды Гределю" (1880), "Женский портрет" и знаменитая ее картина "Молодая женщина, читающая "К вопросу о разводе А. Дюма", которую она представила на Парижском салоне 1880 года. Дополняют экспозицию девять современных копий ее картин из музейных собраний.

С романтическими героинями XIX века Башкирцеву объединяли не только ранняя смерть, чахотка, но и страсть к самоанализу, мечты о славе и триумфе... Впрочем, строки, написанные в дневнике 13-летней девочкой, вполне могли быть произнесены героинями Бальзака, ее любимого автора: "Я аристократка и предпочитаю разорившегося дворянина богатому буржуа; я вижу больше прелести в старом шелке и потерпевшей от времени позолоте, в сломанных колоннах и арабесках, чем в богатом, но безвкусном, бьющем в глаза убранстве".

Меньше всего от этой избалованной девочки из богатой семьи, родившейся в семье уездного предводителя дворянства в имении Гавронцы на Полтавщине, увезенной матерью и дедом в Ниццу, ожидаешь бешеного трудолюбия и страсти к самообразованию. И тем не менее в 12 лет она сама составляет себе учебное расписание, в котором, кроме почти родного французского, немецкого, итальянского, английского, были древние языки, математика, физика, химия. Это не мешало ей записать с детской самоуверенностью: "Я создана для триумфов и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, - это сделаться певицей". И - заниматься очень серьезно музыкой. По крайней мере, исследователи пишут, что у нее было замечательное меццо-сопрано и она играла, кроме рояля, на гитаре, мандолине, цитре, арфе...

Певицей сделаться ей было не суждено: простудное заболевание привело к ослаблению слуха. Но насчет триумфа и сильных ощущений она не слишком ошиблась. Она "сделалась художницей". В 1877 году Башкирцевы переезжают в Париж, Мария поступает в частную академию Родольфа Жюлиана. Это было недешевое удовольствие. Достаточно сказать, что уроки рисования обнаженной натуры стоили для девушек в два раза больше, чем для юношей. Работает по 10-12 часов в день в мастерской Лефевра и Робера-Флёри. В январе 1879 она получила золотую медаль на конкурсе среди учениц Академии. Она участвует в весеннем Салоне 1880 года, подписывая картину прозрачным псевдонимом - Мари Константен Рюс. В Академии Мария Константиновна училась три с половиной года, обращаясь и к живописи, и к пастели, и к скульптуре.

Туфельки Марии Башкирцевой. Частная коллекция. Москва. Фото: Дом русского зарубежья

Большое влияние на ее манеру оказало знакомство с Жюлем Бастьен-Лепажем. При том, что он охотно использовал сюжеты из жизни "простых людей" (достаточно вспомнить "Деревенскую любовь", купленную Сергеем Третьяковым на посмертной распродаже работ художника), его работы пленяли не столько социальным посланием, сколько сдержанной сентиментальностью, тонкостью цветовых решений. Башкирцева, кажется, стремится выбирать сходные сюжеты.

Во всяком случае парижские критики успели это отметить: "Мадемуазель Башкирцева постигла поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз… Эта умная и неустрашимая художница много работает и, несмотря на свою молодость, сумела уже составить себе имя и завоевать внимание публики и критики, всегда недоверчивой по отношению к женщине". Более того, картина "Митинг", изображавшая разговор маленьких "гаврошей" на парижской улочке, была так хороша, что критики несправедливо подозревали помощь Бастьен-Лепажа в ее создании.

Ее работы покупает правительство Франции для парижских музеев. Ее картины экспонируются в Лувре. Кружок русских художников под руководством Алексея Боголюбова избирает ее своим членом в марте 1884 года. Для нее же не менее важным остается ее дневник, который она пишет, надеясь опубликовать. Сейчас бы мы сказали, что и в этом она соединила два века: эпоху "Исповеди" Руссо и будущее блогов XXI века... Ее желание выглядит столь понятным сегодня: "Если я умру молодою, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным". При этом она предпринимает шаги, чтобы найти достойного читателя, отправляя письма то Дюма-сыну, то Мопассану. Литературная мистификация становится частью переписки с Мопассаном, от встречи с ним она отказывается.

"Дневник Марии Башкирцевой" был издан после ее смерти в Париже в 1887 году. По просьбе матери и тети он был отредактирован писателем Андре Терье. Дело не только в сокращениях - в конце концов больше ста тетрадок дневников полностью вряд ли можно было издать. Издатели изменили не только некоторые записи, но даже возраст художницы. Но в результате по жанру дневник стал напоминать историю не столько художницы, сколько юной аристократки, занявшейся творчеством от избытка времени и средств.

Мария Башкирцева. Женский портрет. Частная коллекция. Санкт-Петербург. Фото: Дом русского зарубежья

Это была оптика прошлого, а не будущего, к которому уже принадлежала Мария Башкирцева. Девушка, которая с удивлением отмечала, как страсть к живописи изменила ее: "Я себя не узнаю... Сама удивляюсь, но это правда. Мне даже богатства больше не нужно: две черные блузы в год, немного белья, которая я готова сама стирать по воскресеньям, совсем простая еда, лишь бы свежая и без лука, и... возможность работать. Никаких карет - омнибус, а то и пешком; в мастерскую я надеваю туфли без каблуков".

Ее "Автопортрет с палитрой" (1883) подтверждает эти слова. Она пишет не парадный портрет светской красавицы, обращенный к современникам, а художницу, которая ведет диалог с живописцами прошлых веков и зрителями будущего. То, что эти зрители есть, доказывает нынешняя выставка Марии Башкирцевой в Москве.

Цитата

Илья Репин о Марии Башкирцевой:

"По-моему, это была исключительная натура, конечно, недюжинная. Дерзость, отвага, самомнение в юные годы сопровождали многих гениальных людей. Она умерла так молода. А при такой кипучей идеями голове она, конечно, пошла бы гораздо дальше своего ментора Бастьена..."