Единственный в стране проект "Экокнига" совместил в себе заботу о экологии и чтении
Прежде чем начать свой необычный проект, Рузиль Бурангулов отправил в переработку около 10 тыс. тонн литературы. Сегодня автор и организатор уникального бизнеса жалеет об этом: "Старые книги - самое лучшее сырье для производства той же туалетной бумаги или эковаты. Но вы можете представить, какие эмоции пережили бы авторы, узнав, как сложились судьбы их творений!"
Представив, ощущаю смесь стыда и досады, ведь книги в новых глянцевых переплетах стоят сегодня немалых денег, от тысячи рублей и выше. Не каждому доступно. Вместе с тем приходится признать, что наша страна, не так давно имевшая гордый статус "самой читающей в мире", его благополучно утратила. И хотя за чтением россияне все еще проводят достаточно времени, многие из них перешли на электронные носители - легче, дешевле, всегда под рукой. Лучше ли и полезнее для ума и сердца, вопрос спорный. Но, как факт, книжные издательства сегодня переживают не лучшие времена.
Однако на рынке есть одно направление, которое рассматривается экспертами как весьма прибыльное и перспективное, но по разным причинам недооцененное. Это букинистика, вторые глаза и руки подержанной литературы. Уникальность самарского проекта в том, что он первым в стране совместил сразу несколько трендов: дал шанс на спасение старым книгам и толстым журналам, еще недавно в лучшем случае попадавшим в пункты сбора макулатуры, а в худшем - в общие баки с коммунальными отходами. Во-вторых, сделал книги доступными абсолютно любому читателю - цена начинается от 40 рублей за штуку. В-третьих, реально спас не одну тысячу деревьев и прочих природных ресурсов. И, наконец, создал вокруг себя разрастающееся сообщество. Его участники делятся своими отзывами о прочитанном на личных страницах в соцсетях, позволяя экономить на рекламе.
О том, как удается заработать на старых книгах, инвестировать деньги в развитие бизнеса и городского сообщества и как найти клад в горах макулатуры, я и пришла поговорить с Рузилем Бурангуловым в один из его павильонов. Честно признаюсь, зависла на несколько часов (спасибо дождь создавал обстоятельства непреодолимой силы), ибо так много хотелось хотя бы полистать.
- По свалкам и развалам, как в лихие 90-е, книги сегодня уже редко увидишь. У самарцев как минимум созрело осознание, что природу и труд людской надо беречь. Да, есть еще на уличных рынках бабушки, торгующие книжками с асфальта. Ну и пусть, кто-то меняет, кто-то продает, всем надо жить, - размышляет основатель проекта. - Многие привыкли вообще видеть только плохое и твердят, что сегодня никто не читает. А я привык смотреть на проблему с другой стороны. Вот мое окружение и четверо детей, даже младшая шестилетняя дочка - все читают (через пару недель семья ждет пятого ребенка. - Прим. ред.). Я просто отдаляюсь от тех людей, которые не читают, нам просто не по пути. Посмотрите, сколько людей в магазине, а ведь сейчас полдень рабочего дня, зачем они сюда пришли? За нужными книгами, некоторые только в таких сетях и можно найти, ведь они давно не переиздаются.
Покупателей действительно много: люди средних лет, интеллигентные пенсионеры, забежала пара девчонок в поисках "улетных" детективов, чтоб на пляже почитать. Зашла женщина с ребенком и купила сборник сказок Сутеева. "Пусть без обложки, зато крупный шрифт, и смотрите, какие прекрасные картинки". Еще один класс публики - истинные ценители старины, словно ностальгирующие по своему детству, "когда и трава была зеленее, и небо выше". Они с интересом рассматривают книги, выпущенные минимум полвека назад.
"Есть и истинные библиоманы, они все друг друга знают, как крупные коллекционеры, таких на Самару человек 15 - 20. У таких шикарные собрания дома. Так что если они их сохранят - это и будет спасением российского книжного наследия. Для таких покупателей мы все запасы открываем", - рассказывает хозяин и проводит меня к витрине с редкостями. Практически музейная экспозиция - внушительных размеров деньги царской России, "Основы оркестровки" Римского-Корсакова, первая половина прошлого века. Вот еще одна книга, которой повезло: "Искусство красоты", издана еще до революции, листы прекрасно сохранились, обложку уже восстановили. Такие редко попадаются.
Фолианты предлагают от одной до пяти тысяч рублей. Вот вам и еще одна золотая жила букинистического бизнеса. Коллекционеры денег на свое хобби не жалеют. А за счет них можно покрыть и более дешевые продажи обычным читателям. Любая книга для них тут стоит от 40 (чаще это мягкий переплет) до 100 рублей в твердом. "Есть у нас раритетное собрание, если целиком разыскать, то оно и на полмиллиона потянет, но на это жизни не хватит, - шутит Рузиль и тут же серьезно уточняет: - Такие издания нельзя продавать дешево. Они могут вновь оказаться в макулатуре - что легко досталось, люди не берегут. А наша задача - такие книги, как ценные памятники, сохранить. Они же не переиздаются, просто иссякают. И еще, дети очень любят смотреть наши собрания, с ними можно говорить о бережном отношении к книгам: многим более сотни лет, а они сохранились. Всегда показываю им беленую бумагу 1864 года, уже тогда умели ее отбеливать. Тут вся наша история".
Прежде чем придумать и реализовать свой проект, Рузиль два десятилетия занимался сбором и переработкой вторсырья. Но три года назад решил, что книги в отличие от пластиковых бутылок и ветоши точно достойны лучшей участи. Начинал без всяких грантов, субсидий и прочих бюджетных денег. Просчитав все до мелочей, взял в аренду крошечное помещение в старом городе, которое быстро облюбовали местные книгочеи. Но мизерный оборот едва покрывал аренду. Тогда решил рискнуть по-крупному и открыл один за другим три магазина (где-то это теплый цокольный этаж, как у железнодорожного вокзала, его даже проводники пассажирам рекомендуют), а где-то пока и холодный шатер на ярмарке. Но уже есть прибыль. "Если о нас узнает больше людей, то прибыль увеличится, и к холодам здесь тоже подключим отопление", - уверен бизнесмен. Для этого он не только постоянно беседует с покупателями в магазинах, ведет странички проекта в соцсетях, но и вступает в интернете в личную переписку с ценителями литературы. Замечаниям рад не меньше, чем положительным отзывам.
Самарцы проект приняли и не скупятся на обмен мнениями. "Молодые книги, те, что только вышли из типографий, гордо стоят на полках огромных магазинов с громкими названиями... они смотрят на этот мир с высоты своих полок. В них кипит страсть, эмоции перехлестывают через картон обложек, они вышли, чтобы завоевать этот мир, чтобы погрузить в себя читателя, - пишет пользователь Андрей Иванов. - Но есть и другие книги - которые уже видели гибель империй, цивилизаций, народов, они молча наблюдали за нашими большими радостями и маленькими трагедиями, переживали их вместе с нами, книги, которые сами стояли на краю пропасти. Их спасли... обогрели, бережно смахнули с них пыль, поставили на полки, подарили вторую жизнь. Они смотрят сейчас на нас и просто тихо радуются каждому новому дню, каждому покупателю, каждому читателю... им не нужно никого завоевывать... они просто несут нам что-то хорошее, доброе, вечное".
Кстати, о неиссякающих каналах поставки литературы. Сбор книг от населения четко налажен через несколько приемных пунктов в разных районах города. Выгода для бывших хозяев копеечная - восемь рублей за килограмм, но желающих пристроить свои домашние библиотеки хватает. На складе сегодня скопилось уже более 2,5 млн томов. В свободном доступе на прилавках - около полумиллиона. Ежедневный приход - 2500 экземпляров, продажа - около 600. Так что потребность в новых покупателях присутствует.
По мере сил книжные запасы сортируют студенты и эковолонтеры. Они обрабатывают каждый том раствором "Белизны", обтирают от пыли, расставляют по разделам - иностранная литература, учебная, классика и так далее. Есть даже отдельный прилавок с модными журналами прошлых лет. Спрос на них с закрытием иностранных бутиков и возрождением интереса к домашнему шитью растет.
Но миру ценных изданий без хорошего гида все равно не обойтись. И в "Экокниге", например, трудится ни много ни мало доктор химических наук, профессор Андрей Сечной. Он работал и в столичных академических организациях, преподавал в университетах и элитных школах, даже в Африке детей учил. Теперь на пенсии (педагогическую работу не бросает), но здесь ему нравится. "Книги не умирают, даже если они по специальным дисциплинам и технологии двинулись далеко вперед. Скажем, если это справочник по токарному делу или обустройству дома 1960-х годов издания. Основа-то остается, а на нее уже нанизываются новые доработки. Только в старых изданиях все проще и понятнее писали зачастую, - уверяет улыбчивый профессор и протягивает мне пожелтевшую "Арифметику" 1935 года издания со словами: - Она вот бесценна, как и советский справочник по русскому языку, где все в одной книжке просто и понятно". На мою еще не высказанную заинтересованность тут же уточняет, что издание отложено для одного из постоянных покупателей.
Есть у основателя проекта мечта - создать детский клуб, где школьники, любящие книги и пока не очень читающие, собирались бы вместе и общались под руководством опытного наставника. Продавцу-профессору идея тоже нравится - бывших педагогов не бывает. А я ухожу из "Экокниги" после дождичка в четверг в прекрасном настроении и с целой подборкой - как писал поэт, несу с базара Белинского и Гоголя. И всего-то за 700 рублей. •
В тему
Неспециалисты часто путают понятия антикварных и букинистических книг. На самом деле различить их несложно: букинистическими изданиями считаются все книги, возраст которых с даты печати не превышает пятидесяти лет. Соответственно к антикварным книгам в нашей стране относят издания старше полувека. Объем этого рынка объективно ограничен и однажды будет исчерпан. Его целевая аудитория в большинстве своем - люди старше тридцати, которые приобретают старые книги отчасти из ностальгии по детству, отчасти из-за того, что для них важен не только сам процесс чтения, но и получение эстетического удовольствия. Такие люди, которых также называют библиофилами, никогда не променяют бумажные издания на гаджеты. Они готовы тратить немало времени и средств на поиск и покупку нужной им книги. При средних расчетах срок окупаемости букинистического бизнеса составляет не менее трех лет. А уже после выхода на уровень