Саркофаг древнего египтянина привезли в Новосибирск из Пушкинского музея
Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия» откроется в Новосибирском художественном музее 5 июля. Из 87 подлинных предметов египетской коллекции посетители музея в Москве видели только знаменитый саркофаг египтянина Иретхоререру. Его заменили на другой в постоянной экспозиции музея имени Пушкина на время пребывания коллекции в Новосибирске.
Знаменитый саркофаг будет встречать посетителей египетской выставки. «Мумия лежала в саркофаге, но вертикально, вот так как сейчас на выставке, он стоял только во время обряда отверзания уст и очей. Ведь живой человек у египтян – это зрячий, умеющий говорить, есть и стоять вертикально, – рассказала VN.ru заведующая отделом древнего востока ГМИИ им. Пушкина Ольга Васильева. – В ходе обряда саркофага касались специальным жезлом и окровавленной ногой быка, а уже потом его ставили горизонтально».
Канопы из мраморного оникса – специальные сосуды для хранения мумифицированных внутренностей – тоже привезли в Новосибирск. В музее имени Пушкина хранится 10 древнеегипетских мумий из коллекции египтолога Владимира Голенищева. Чтобы не тревожить древних мертвецов, в Новосибирск привезли только их цифровые копии. А вот саркофаг кошки и египтянина Иретхоререру впервые привезли в Сибирь.
© Фото VN.ru.
«У нас хранится 10 мумий и 40 фрагментов тел. В качестве сувениров из Египта в XIX веке привозили руки и головы, а мумий животных вообще было огромное количество. Известна история, как ими топили паровоз во времена Британской империи», – рассказывает Ольга Васильева.
Изучать египетские мумии стали не так давно. На выставке новосибирцы смогут увидеть, как разворачивают цифровые мумии и воссоздают их облик.
Древним египтянам, которые хранятся в музее имени Пушкина, сделали компьютерную томографию, генетический, изотопный, криминалистический анализ и еще целый ряд исследований. Выяснилось, что в самой большой египетской коллекции в России оказались пять мужчин и пять женщин. При этом среди них одна негритянка и одна женщина пожилого возраста – по данным исследователей, она умерла в возрасте около 60 лет. Все остальные оказались значительно моложе.
Мумии, которые в музее считали женщинами, оказались мужчинами, и наоборот. Египетские антиквары, торговавшие останками древних предков в конце XIX – начале XX, были не слишком щепетильны в выборе саркофагов для священных мумий. Их просто клали в первый попавшийся, не обращая внимания на имя, указанное на крышке.
Возможно, такое легкомысленное отношение к умершим произвело переворот в загробном мире древних египтян. Ведь там точно знали, как стать бессмертными. Бальзамирование и мумификация, рассказывает Ольга Васильева, были всего лишь способом сохранить бренную оболочку для будущей счастливой жизни. О своем благоденствии в загробном мире заботились заранее.
«Такие изображения обнаженной женщины на кровати встречаются во многих гробницах, – показывает раскрашенную фигурку Ольга Васильева. – Считалось раньше, что их клали только мужчинам для их ублажения в загробном мире. Но потом такие фигурки стали находить в погребениях женщин и детей, и выяснилось, что это связано с продолжением рода. Умерший хотел возродиться естественным путем из чрева матери. Это был символ перерождения».
Вообще египтяне умудрялись всему самому обычному и низменному придать высокий смысл. Так, дикие шакалы, разоряющие гробницы, стали воплощением бога бальзамирования Анубиса. Считалось, что статуэтка божества в виде шакала будет охранять гробницу, даже способ мумификации египтяне подсмотрели у шакалов.
«Шакалы прогрызают сбоку живот и выедают внутренности у людей и скота. Так они свеженький труп разделывают. И египтяне делали также разрез сбоку на животе, как шакалы, и извлекали все внутренности», – при этом, по словам Ольги Васильевой, сердце, как средоточие жизни и мысли, оставляли на месте, а мозги выкидывали за ненадобностью. Судя по всему. египтяне вообще не понимали значение мозга».
В художественном музее новосибирцы увидят результат двухгодичного исследования самой большой египетской коллекции в стране – мумии из музея имени Пушкина воссозданы в цифровом виде. Молодая знатная дама 20-25 лет и 30-летний мужчина средиземноморского антропотипа, которые жили где-то в VIII – IV, X – VIII веках до нашей эры. Ожившие древние люди, как будто прошедшие обряд отверзания уст и очей, производят неизгладимое впечатление.