Войти в почту

Иван Купала 2024: дата, история и традиции праздника

День Ивана Купалы (Иванов день, Праздник летнего солнцеворота или Иван-травник) — один из самых известных славянских праздников. Изначально он был посвящен летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Как и когда появился необычный праздник, никто точно не знает. История, традиции и обряды Ивана Купалы, как его отмечают в современной России — в материале «Ленты.ру».

Иван Купала 2024: дата, история и традиции праздника
© Lenta.ru

Какого числа Иван Купала в 2024 году

Ежегодно день Ивана Купалы отмечают 7 июля. В 2024 году праздник выпадает на выходной день — воскресенье.

По старому стилю Иван Купала отмечается 24 июня. Этнограф Аполлон Коринфский в работе «Народная Русь» отмечает, что торжества занимали сразу два дня — 23 и 24 июня, причем Купала считался третьим после Семика (Зеленых святок) и Троицы главным летним праздником. Иногда Купалу праздновали до дня апостолов Петра и Павла (29 июня) или до 4 июля.

История праздника

Как праздник связан с христианством

День Ивана Купалы — очевидно языческий праздник, но его традиции слились с христианскими. По названию и дате Иван Купала совпадает с Рождеством Иоанна Предтечи (Крестителя): Иван — Иоанн, Купала — Креститель. Слово «купать» изначально употреблялось в значении «омовение», «ритуальное погружение в воду». «Купала» в таком случае означает «купатель, погружатель».

При этом многие историки и этнографы считают, что наименование Иван Купала появилось в славянской культуре уже в христианскую эпоху, когда праздник был приурочен к почитанию святого, а вот оригинальное название доподлинно неизвестно.

Двоеверие — смесь христианских и языческих верований и обрядов, как раз относится ко дню Ивана Купалы

Более того, у восточных славян этот день замыкал череду троицких обрядов.

Как праздник связан с язычеством

Славяне связывали день Ивана Купалы с таким явлением, как «Летний Солнцеворот», — так они называли то, что нам сегодня привычнее обозначать днем «летнего солнцестояния», после которого день постепенно идет на убыль, уточняет в беседе с «Лентой.ру» кандидат исторических наук Илья Стрекалов.

Удивительно само по себе то, что этот древний языческий праздник пережил почти тысячелетнюю историю установления христианства в нашей стране и до сих пор продолжает существовать. Язычники воспринимали его как праздник земледелия — одного из основных источников жизни и пропитания Илья Стрекалов кандидат исторических наук

Считалось, что в ночь на Ивана Купалу мир наполняет нечисть и магия: цветут волшебные травы, светятся подземные клады, проказничают русалки и лешие.

Основные элементы праздника Ивана Купалы

К XIX веку праздник Иван Купала приобрел современные очертания, вобрав в себя некоторые элементы других церковных праздников, например Троицы (украшение домов и храмов травами и цветами, плетение венков, хороводы) и Святок (гадания, ряжение, купание).

В разных регионах языческие обряды праздника Ивана Купалы этого праздника сильно различаются, но общими остаются традиции, связанные с водой, огнем и травами.

Огонь — означает солнце: Вода — означает природу; Растения — означают жизнь.

Связанные с этими элементами обряды считались целительными и магическими

Участвовала в них в основном молодежь, женщины и представители профессий, связанных со скотом.

Традиции Ивана Купалы

Прыжки через костер

Основные обряды на Ивана Купалу проводились после захода солнца у воды. Обязательным атрибутом такого гулянья был костер. До середины ХХ века в некоторых регионах даже сохранялся древний обычай получения огня трением — так называемый «живой огонь». Такой огонь считался магическим, а процесс его разжигания уже был сакральным действием.

Костер становился центром торжества, вокруг него водили хороводы, устраивали танцы и песни, через костер прыгали. В некоторых регионах этот обычай считался очистительным: по поверьям, женщина, прыгнувшая через огонь, получала защиту от болезней и нападений нечистой силы.

Если девушка на Купалу не приходила к костру, то ее считали ведьмой

В некоторых регионах молодые люди прыгали через костер, взявшись за руки: если в полете они не расцепятся, это сулит скорую свадьбу.

Плетение венков

Обязательным символом торжества были венки, которые изготавливались заранее. По поверьям, каждый цветок и каждая трава добавляют композиции свои магические свойства, их приписывали и способу плетения.

На венках нередко гадали, опуская их в воду и направляя по течению, — если венок поплывет, то запустившую его девушку ждет счастливая жизнь. Кроме того, в ночь на Ивана Купалу венки бросали в костер или относили на кладбище. В некоторых случаях ими украшали дома или после праздника оставляли себе для лечения и защиты от гибели урожая.

Купание в реке

Считалось, что в день Ивана Купалы вода в озерах и реках обладает целительными свойствами. На восходе солнца было принято купаться в реке, чтобы восстановить здоровье. Если поблизости не было водоема или по какой-то причине купаться в нем было нельзя, местные топили баню и парились с собранными в этот день травами.

Кроме того, считалось, что с ночи Купалы и до Ильина дня (20 июля по старому стилю, 2 августа — по новому) русалки покидают реки и озера, а значит, купаться в них безопасно.

Поиски цветущего папоротника

Согласно поверьям, папоротник цветет один раз в год в ночь на Ивана Купалу. Люди верили, что тот, кому суждено найти цветущее растение, разбогатеет, сможет видеть будущее и даже разговаривать с животными. Конечно, никому не удавалось отыскать несуществующий цветок папоротника.

Этому поверью даже посвящена повесть Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы». По сюжету батрак Петро с помощью принявшего человеческое обличье дьявола находит цветок папоротника и клад. Благодаря внезапно появившемуся богатству, Петро женится на дочери зажиточного казака, однако вскоре заболевает и исчезает. После пропажи Петро вместо клада в мешках находят одни черепки.

Сильно по поводу несуществующего цветка папоротника люди не расстраивались, потому что верили, что и остальные цветы и травы в этот праздник хоть и не обретали магическую силу, но становились целебными.

Хороводы у дерева

Особое место в празднике занимали хороводы у выбранной заранее березы, клена или яблони, украшенной лентами и венками. Дерево считалось символом раннего молодого цветения, жизни и плодородия. Девушки водили вокруг него хороводы и пели песни, призывая таким образом женихов Илья Стрекалов кандидат исторических наук

Позже по языческой традиции дерево стали срубать и переносить в место, где проводились основные гулянья. Потом его бросали в поле или топили в воде, чтобы «передать силу» молодого деревца.

Игры

Незамужние девушки и парни на Ивана Купалы играли в игры, по большей части посвященные любовной или брачной тематике. Например, многие слышали слова:

«Гори, гори ясно,Чтобы не погасло…»

Это строки из старинной народной игры «Горелки». Суть ее заключается в том, что участники разбиваются на пары и разбегаются в разные стороны, пока водящий произносит эти слова. Затем он должен догнать любую пару и перехватить девушку, а оставшийся без пары молодой человек принимал роль водящего.

Поскольку водящим всегда был парень и ловил он только девушек, эта игра давала молодежи возможность знакомиться и общаться, а юношам — выбирать невесту.

Варка кутьи

Традиция празднования дня Ивана Купалы менялась с течением столетий. Древние язычники варили на праздник кутью — кашу из пшена или риса. Блюдо ели, придавая значение семени как ростку новой жизни, рассказал Стрекалов.

Ритуальные бесчинства

У славян в праздник Ивана Купалы была еще одна необычная традиция. Молодые люди всю ночь хулиганили: крали у соседей дрова, пачкали окна, переворачивали лодки и даже угоняли коней. Люди верили, что таким образом они защищали местных жителей от злых духов.

Изготовление кукол

С приходом христианства на Русь в праздновании дня Ивана Купалы появилась крестовая символика в обрядах. Например, в деревнях изготавливали куклу «Ваньку» в форме креста из двух палок, затем делали «лицо» из овощей, яиц и цветов.

Съедобные части куклы съедали за большим застольем, а чучело топили утром в ближайшей реке. Обычно такой ритуал связывали с приходом богатого урожая.

Иван Купала в современной России

Сейчас День Ивана Купалы в России продолжают праздновать, но с меньшим размахом и скорее в ироничной форме. До наших дней дошли лишь отдельные традиции, например, обливание водой. Его детских лагерях на так называемый День Нептуна.

Сохранившиеся до наших дней традиции праздника:

обливание водой; пускание венков по воде; прыжки через костер; вождение хороводов; гадание.

Однако к языческим традициям Русская православная церковь относится негативно. Протоиерей, церковный публицист Максим Первозванский подчеркивает, что 7 июля православные верующие отмечают именно Рождество Иоанна Предтечи. День Ивана Купалы не имеет к этому празднику никакого отношения, в нем отсутствует духовный смысл, считает публицист.