Казанские татары глазами Фукса: почему не верили русским поварам, как пытали чаем и что дарили на свадьбы, если не было денег

В 1844 году медик, ботаник, этнограф, нумизмат и ректор Казанского университета Карл Фукс и предположить не мог, что его книга «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» даст начало этому мегатреду. А она дала. Мы прочитали ее ради вас и выдернули оттуда самые яркие моменты. Готовы узнать, зачем татары ходили в трактир со своей уткой, почему девушки чернили зубы и по какому сценарию шли пытки чаем?Тогда поехали! Гостеприимно пытали чаем. Самая лучшая черта — гостеприимство. Главное угощение татар — чай, которого надо выпить не менее четырех чашек. Потом ставят на стол каймак, малиновую пастилу и жареные тоненькие лепешки. Всего этого надо непременно отведать; но этим не кончится. Два или три татарина, вам даже незнакомые, дожидаются, чтобы позвать вас к себе. Отказаться невозможно. Отказом чрезвычайно обидишь. Обидишь и если в гостях не выпьешь три чашки чаю и не поешь их десерта. Я несколько раз испытал эту чайную пытку. Выпив около 25 чашек чаю, возвращался домой в состоянии водяной болезни и на другой день принимал лекарство. Любят лакомиться, очень сильно (а кто не любит?). Они очень любят лакомиться: я видел, как один татарин в летнее время из окошка трактира подозвал к себе мороженщика, с жадностью ел мороженое до тех пор, пока у продавца ничего не осталось. Брали с собой в трактир утку. Иногда они берут с собою в трактир утку или кусок говядины и отдают сварить в солянке, потому что не употребляют в пищу мяса, заколотой русскими скотины; некоторые из них решились бы есть такое мясо, но боятся, что русские положат туда свинину. Обед без мяса не обед. Они выращивают капусту и охотно ее кушают, но ни один зажиточный татарин не отобедает без мяса. Бедные могли ничего не дарить на свадьбу. Каждая приехавшая гостья должна была привезти невесте какой-нибудь подарок. Я заметил, что некоторые татарки, одетые довольно богато, не приносили подарков. Хозяйка, которая постоянно к нам приходила, объяснила мне, что это бедные. Они взяли платья у людей и приглашены для получения денежных подарков. Надобно отдать честь татарам, что они из бесед своих и из праздничных пиров не исключают бедных и угощают их так же, как других гостей. На свадебном пиру были горы еды. [Свадебный ужин в женской части] начался свадебным блюдом: маслом и медом. Подали несколько блюд: на одних было масло, а на других — мед; и огромные подносы с нарезанным белым хлебом. Второе блюдо было похоже на лапшу с бараниной, третье — пельмени, четвертое — пироги с капустой, пятое — пироги с мясом, шестое — пироги круглые с курицей и яйцами, седьмое — сорочинское пшено с рубленой бараниной, восьмое — вареная говядина с луком и с красным уксусом, девятое — вареная севрюга, десятое — жареная баранина, одиннадцатое — жареные гуси, двенадцатое — жареная утка, тринадцатое — жареная курица, четырнадцатое — жареная индейка, пятнадцатое — караси, приготовленные с яйцами, вроде яичницы, шестнадцатое — жареные большие лещи, семнадцатое — плов с изюмом и восемнадцатое — пирожные, которых было до 8-ми видов. Пирожные были сделаны все из муки, чрезвычайно жирные. Веселья на этом пиру никогда не бывает. Они бывают так заняты своим желудком, что мало разговаривают друг с другом и не пропускают ни одного кушанья. Татары уже тогда били все рекорды по чаепитию. Сколько было принесено самоваров, сколько раз их подогревали! Хозяйка и ее родственница разносила чашки на нескольких подносах. Гостьи пили так аппетитно, что трудно было сосчитать, сколько чашек пришлось на каждую. Был и алкоголь, но тайно. На свадебных пирах многие татары, как и русские, пьют разные вина и пиво; но это делается в другой комнате, по секрету от муллы, и если мулла заметит кого-нибудь из гостей пьяным, то будет при всех его сильно бранить. Жена могла переехать к мужу и через год, и через два. После отъезда всех гостей сваха берет молодого и отводит в комнату, устроенную для спальни, где дожидается его молодая жена, и запирает их. В этой комнате сидят они четыре дня, не выходя ни на минуту, и к ним, кроме свахи, в это время никто не ходит. Спустя четыре дня молодой идет к своим родителям, напившись дома чаю, и затем возвращается к своей жене, и там ночует. По утру уходит к себе домой, и в продолжение трех месяцев каждую ночь проводит у своей молодой супруги. По прошествии трех месяцев они видятся реже; иногда молодая жена гостит в доме у мужа, и опять возвращается домой. Такое житье продолжается год, два и три; потом жена окончательно переезжает к мужу, имея иногда уже двоих детей. Полигамные семьи не частое явление. Очень немногие татары имеют более одной жены. Я сделал по этой части следующие наблюдения: из казанских татар только 55 человек имеют по две жены, только 6 человек имеют по три и только 2 человека по четыре жены. Не держишь уразу — отведут к мулле и побьют палками. У них есть старинный обычай: во время Рамазана в случае невоздержанности какого-либо татарина днем в пище или питье его тотчас схватят и приведут к мулле. Мулла мажет ему лицо сажей и в таком виде выгоняет на улицу, где другие татары по религиозному побуждению бьют его палками или кидают в него грязью до тех пор, пока он куда-нибудь от них не скроется. Недавно случилось, что один татарин во время поста днем вышел из кабака; татары бросились к нему, чтобы схватить, но ему удалось убежать от них в другой кабак, где он нашел безопасное убежище до вечера, как некогда у римлян преступники находили убежище в их храмах. При гостях прислуживают мужчины. Здесь [в купеческих домах] никогда не видно женщин; они находятся в задних комнатах, куда мужчинам входить не позволено. За обедом при гостях прислуживают мужчины. Увидеть лицо замужней татарки не давали даже врачу. Как врач я несколько раз лечил татарских жен. Расскажу один из таких случаев. Хозяин дома вел меня из приемных комнат через множество пустых комнат до дверей их спальни; тут он остановился, позвал старуху и приказал ей проводить меня к больной, но сам со мной туда не пошел. Когда я вошел к больной в спальню, то увидел широкие нары, покрытые богатыми коврами, на них множество подушек. По стенам висели женские платья и богатые шубы. На месте стульев стояло много больших красиво окованных сундуков, также покрытых коврами. Больная лежала на перине за богатым занавесом. Я как мог по-татарски попросил ее, чтобы она позволила мне пощупать пульс; она из-за занавеса выставила мне руку, которая была унизана золотыми браслетами и голландскими червонцами. Это мешало мне найти пульс, и стоило немалого труда уговорить ее снять эти украшения. Но посмотреть у больной язык, что было нужнее всего, и, следовательно, увидать ее красивое личико старуха ни под каким предлогом мне не позволила. Чернили зубы и красили ногти хной. Татарка, собирающаяся вечером в 5-м часу идти в гости в женскую компанию, наряжается следующим образом: сначала моет все свое тело, потом надевает новую чистую рубаху, натирает свое лицо очень густо белилами и самыми яркими китайскими румянами, всячески старается начернить брови и ресницы, чтоб глаза получили большую яркость; далее чернит зубы и наносит на ногти состав из персидского порошка, сделанный из сухих бальзаминовых цветов (хна), стертых с квасцами. Этот состав за несколько часов красит ногти в оранжевый цвет. После этого косметического приготовления, она наряжается в свое праздничное платье и не забывает нанести на грудь несколько капель розового масла. Деревенские татарки были красивее городских. По моему мнению, деревенские татарки гораздо счастливее городских. Они пользуются свободою и проводят время, подобно нашим русским поселянкам; справляют все домашние и полевые работы; летом постоянно в лесу, в поле; зимою за пряжей, весною за тканьем; нет свободной минуты для скуки. Ходят без покрывала, белят лицо и намазывают его красками только по пятницам. И поэтому деревенские татарки красивее городских. Но богатые и в деревнях страдают: они держат себя по-казански важно и сидят дома в нарядных платьях, ничего не делая. Играли в опасные игры. Четверо и более татар ложатся брюхом на землю плотно один к другому и покрываются широкой плотной кожей. Один из татар, называемый в игре атаманом, должен защищать лежащих от нападения других, которые со всех сторон жгутами, свитыми из кушаков (поясов), стараются жестоко ударить лежащих. Предпочитали казачок. Я удивлялся, слыша тут [на празднике Джин] немецкие и французские танцевальные пьесы и глядя на пляску казачка. Естественно, я старался найти причину этого и узнал от татар, что их собственная плясовая музыка им уже более не нравится, и потому они предпочитают ей казачок и прочие. Стреляли из пистолетов на праздниках. Чтобы придать столь великому празднику (Джин) еще большей торжественности, татары стреляли из пистолетов. В школьных столовых не было поварих. Поскольку ученики живут в школе целую неделю, они выбирают (обычно по жеребью) того, кто должен готовить им пищу, потому что женщин здесь нет. В училище есть общий котел, в котором ученики варят себе салму или пельмени. Каждый ест свою порцию, когда захочет, но обычно завтракают в 8 часов утра и обедают в 6 часов вечера. Устраивали бойцовский клуб на Кабане. Татары, разумеется, из простонародья большие охотники до кулачного боя, как и русские мещане. Весною и осенью в хорошую погоду под вечер собираются на берегу озера Кабан кулачные бойцы. Изучали арабский, персидский и бухарский, но не татарский. Кроме чтения и основ ислама здесь изучают арабский язык. Также изучается персидский и бухарский языки. Но в училищах не учат грамматике татарского языка. Татарин, считают они, своему языку должен выучиться от матери, а потому и не нужно платить за это деньги училищу. *** Для тех, кого заинтересовал быт казанских татар, повторно оставляем ссылку на книгу Карла Фукса, где есть еще много интересных подробностей. А с остальными делимся другой ссылкой. В ней собраны факты о том, что скрывал Александровский пассаж в нулевые, зачем в одном из дворов была гигантская бочка и что нашли в подвале Дома печати.

Казанские татары глазами Фукса: почему не верили русским поварам, как пытали чаем и что дарили на свадьбы, если не было денег
© Казанский Портал