Почему в России любили называть сыновей именами апостолов Петр и Павел

Как-то среди загадок и шарад в популярном дамском издании XIX века "Журнал для хозяек" был напечатан такой вот нехитрый вопрос. Отчего, мол, среди мужчин, родившихся в конце июня, у нас так много Петров и Павлов? И какими качествами в связи с этим обладают носители сих имен?

Почему в России любили называть сыновей именами апостолов Петр и Павел
© Российская Газета

Только не подумайте, что ответом служили наукообразные изыскания в сфере астрологии: хоть дамским журналам тех времен и доставалось от прогрессивной критики за развлекательность и легковесность, до гороскопов и прочих гаданий в "год зеленого деревянного дракона" или про то, как "Сатурн входит в Овна в 4-м доме" даже дамская пресса тех лет не скатывалась. Но вопрос был действительно простеньким. Для тех, кто не сумел ответить на него с лету, даю подсказку: 29 июня по старому стилю (12 июля по новому) Церковь отмечает праздник в честь апостолов Петра и Павла, детей в те времена было принято называть по святцам, вот и давали всем родившимся мальчикам прекрасные имена Петр и Павел.

О том, что имена эти были сверхпопулярны, свидетельствует такой факт: количество русских святых с именами Петр и Павел сопоставимо с числом святых Иоаннов, Николаев и Сергиев. Да и знаменитостей, названных в честь апостолов Петра и Павла, тоже хватает. Навскидку тут и Петр I; и Петр Вяземский - историк, публицист, основатель "Русского исторического общества"; физик, Нобелевский лауреат Петр Капица; любимец зрителей актер Петр Алейников. Летних Павлов не меньше: герой Отечественной войны 1812 года, декабрист Павел Пестель; родоначальник русского реализма в живописи Павел Федотов; великий флотоводец, "отец-батюшка" русских моряков Павел Нахимов; живописец, монументалист Павел Корин; основатель советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Сухой; актер Павел Кадочников...

Словом, в России праздник в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, да и самих апостолов любили, поэтому мальчиков, родившихся незадолго до торжества, называли либо Петр, либо Павел, хотя могли бы Герман или Сергий - тоже по святцам. Кстати, журнал для хозяек объяснял почему: носители этих имен умны, талантливы, деятельны, искренны, справедливы, отличаются благородством, стойкостью, способностью горячо любить и верить.

О том, что значит слово "первоверховные", чуть позже, сначала о том, кем же были апостолы Петр и Павел и почему их чествуют в один день? Слово "апостол" в переводе с греческого означает "посланник, вестник". У Иисуса Христа было двенадцать ближайших учеников, апостолов, избранных Им для проповеди нашему миру вести о пришествии Спасителя, Царствии Небесном и устроении Церкви. Апостол Петр - один из этих двенадцати учеников Христа. А вот апостол Павел Иисуса во время Его земной жизни не видел, Павел узнал Христа уже после Его воскрешения.

Петра и Павла называют первоверховными, чтобы подчеркнуть их главенство над остальными, это учителя учителей. При том, что и Петра, и Павла называют столпами веры, они были абсолютно разные по происхождению, складу характеров. Да и ошибки они совершали разные и по-разному. Отличались они и тем, каким путем пришли ко Христу. Петр - рыбак из Галилеи, увидев однажды Иисуса, он уже всюду следовал за Ним. До встречи со Спасителем Петр носил имя Симон, но когда Иисус увидел Симона, Он, прозрев сердце и пылкий, пламенный характер галилейского рыбака, сказал: "Симон, имя тебе камень". А камень по-гречески "петрос" - так рыбак Симон стал называться Петром.

Изменение имени - всегда изменение судьбы. Однажды Иисус велел ученикам отплыть на лодке подальше и забросить сети. Апостолы послушались, хотя знали, что рыбы в этом месте нет - в прошлую ночь сеть вытащили пустой. Поразительно, но на этот раз улов был так велик, что сеть прорвалась. И тогда, потрясенный, Петр припал к коленям Иисуса с мольбой: "Отойди от меня, Господи! Я недостоин, я - человек грешный!"

Петр говорил это, потому что от такого необыкновенного улова рыбы ужас объял его и всех, кто был с ним рядом. Но Иисус поднял Петра с колен: "Не бойся, отныне ты будешь ловить человеков". И дальше Петр повсюду следовал за Иисусом. Он был самым горячим, самым преданным Его учеником. Преданным, но предавшим Христа - все, я думаю, помнят евангельский рассказ о троекратном отречении Петра от Учителя во время ареста Иисуса.

Апостол Павел до встречи с Христом, воскресшим Христом, тоже носил другое имя. Савл - а именно так звали апостола Павла до его прозрения - родился и вырос в высокопоставленной семье, получил блестящее образование и просто ненавидел христиан, считая их опасными смутьянами. Однажды Савл стал свидетелем того, как забили камнями первого христианского святого Стефана, причем сам Савл одобрил эту казнь. Больше того, Савл самолично, горя яростью, "дыша угрозами и убийством на учеников Господа", входил в дома, вытаскивал оттуда мужчин и женщин, бросал несчастных в тюрьму.

Петр и Павел стали для русских символом стойкости, горячей любви и веры

Таким ярым гонителем христиан был Савл до встречи с Христом. Встреча произошла по пути в Дамаск. Савл рвался в этот город, чтобы истребить там христианство. И вот на пути в Дамаск Савл был внезапно ослеплен светом с неба. "Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь... И Господь сказал ему: встань и иди в город". Савл поднялся с земли, но теперь он уже ничего не видел, словно его глаза сожгло это чрезмерно сильное сияние, явленное только ему. Ослепшего Савла довели до Дамаска за руку.

В Дамаске Савл пробыл три дня без еды и питья, пока один из апостолов, Анания, извещенный Ангелом, не пришел к нему и не возложил на него руки во имя Иисуса Христа, чтобы вернуть зрение и крестить. Так гонитель христиан Савл стал Павлом. Имя Павел - от латинского "паулюс", "меньший": тот, кто вскоре станет величайшим из проповедников, взял себе именно такое смиренное, уменьшающее себя имя.

Разные встречи Христа, разные судьбы, разные характеры. Но есть одно общее. Эти столпы веры были людьми, со всеми присущими людям слабостями. Павел начал жизнь гонителем христиан. Но и Петр, такой горячий в своей вере во Христа, трижды отрекался от Господа. В чем же тут дело? Почему они, сначала такие слабые, неверные, смогли стать святыми?

Митрополит Антоний Сурожский так отвечает на этот вопрос: "И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае. Но в какой-то момент Павел встретил живого воскресшего Христа; и Петр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем, Который ему поставил вопрос. Не вопрос о том, как он мог его предать, изменить Ему, а вопрос более глубинный, более страшный: Петр! любишь ли ты Меня?.. Трижды Христос задает ему этот вопрос, трижды Петр от сердца и правдиво отвечает: Да, Господи! Я Тебя люблю. Ты всё знаешь - то есть Ты знаешь и мою измену, и мою слабость, и мой страх, но Ты знаешь и то, что я Тебя люблю... И с этого дня его душа никогда не поколебалась; он остался верным до конца, до мученической смерти".

Мученическую смерть за Христа приняли оба апостола - и Петр, и Павел. Правда, умерли по-разному. Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. Три раза ударившись оземь, голова апостола Павла извергла из земли три источника. Место смерти апостола Павла так и называют - "Три фонтана". Петра распяли вниз головой. Это была просьба самого ученика Христа: он до конца жизни помнил о своем предательстве и считал, что недостоин быть распятым так, как был распят его Учитель.

По преданию, оба апостола приняли мученическую смерть в один день. Этот день и стал днем их памяти. А апостолы - символом искренности, стойкости, веры и горячей любви.