По мере развития противотанковых средств во второй половине ХХ века, многие страны стали отказываться от средних танков, отдавая предпочтение хорошо бронированным основным боевым танкам. Но выяснилось, что в некоторых случаях эти танки не способны выполнять многие задачи.
Танки для высоких гор
В настоящее время масса многих западных танков перевалила за 60 тонн, а британский Challenger-2 весит 75 тонн. Из-за большой массы эти танки не могут воевать в условиях осенне-весенней распутицы, да и не каждый мост выдержит их вес. Про горную местность и говорить нечего. А ведь воевать приходится и там, что не раз доказывали стычки на индийско-китайской границе в горах Тибета. Не стоит забывать и американский опыт в Афганистане, где M1 Abrams не могли раскрыть свой потенциал из-за специфических условий местности.
В Китае давно понимали, что территориальный спор с Индией в любой момент может перерасти если и не в полноценную войну, то в серьезный локальный конфликт. Поэтому в начале десятых годов был разработан специальный «горный» танк Type 15, предназначенный для действий на Тибетском плато в условиях высокогорья. Куда основные боевые танки «затащить» довольно проблематично, учитывая их вес и разряженный воздух (негативно сказывается на мощностных характеристиках).
Танк Type 15 весит «всего» 36 тонн, имеет модульное бронирование, вооружен 105-мм пушкой и автоматом заряжания, благодаря чему его экипаж сократился до трех человек. Несмотря на относительно небольшой вес, танк оснащается 1000-сильным дизельным двигателем.
Казалось бы, такая мощность избыточна для 36-тонной машины, но не стоит забывать, что танку предстоит действовать на высоте более 5000 метров над уровнем моря. А там встретить основной боевой танк маловероятно, поэтому броня Type-15 способна его защитить только от малокалиберных снарядов. Однако на случай разного рода неожиданностей танк может быть вооружен установкой ПТУР с дальностью стрельбы 5 км.
США, Индия и даже Индонезия
Несмотря на то что американцы ушли из Афганистана и в горах воевать вроде больше не собираются, они также разработали средний танк М10 Booker. Правда, позиционируют его не как «горный танк», а как средство поддержки пехоты. Вернее, десантников, так как первые танки получат американские воздушно-десантные дивизии.
Разработанная фирмой General Dynamics Land Systems машина весит 35 тонн, вооружена 105 мм пушкой, оснащается гидропневматической подвеской и 800-сильным дизелем MTU, благодаря чему разгоняется на шоссе до 72 км/ч. Несмотря на шквал критики военных, искренне не понимающих, зачем им танк с «картонной броней», Пентагон планирует заказать более 500 штук M10 Booker. Воевать на своей территории американцы не собираются, но в мире найдется немало мест, куда тащить тяжелый M1 Abrams невозможно, а вот средний M10 Booker придется ко двору.
Глядя на то, как китайцы усиливают свою армию «горными» танками Type 15, аналогичную боевую машину решили разработать и в Индии. Их версия горного танка получила название Zorawar, она весит 25 тонн, оснащается дизелем мощностью 815 л. с. и пушкой калибра 105 мм. Разумеется, присутствует модульная броня, автомат заряжания и возможность стрелять по противнику управляемыми ракетами. Индийская армия планирует заказать 350 танков, но на вооружение они поступят не ранее 2027 года. Впрочем, индийские оборонные проекты всегда были «долгостроем», так что не исключено, что свои горные танки Индия получит не ранее 2030 года.
В 2016 году состоялся первый показ и турецко-индонезийского танка Kaplan MT, который был разработан турецкой фирмой FNSS и индонезийской Pindad. Машина весит 35 тонн, оснащается модульной броней, способной выдерживать попадания 30-мм снарядов, и вооружена 105-мм пушкой. 710-сильный дизельный двигатель Caterpillar позволяет танку разгоняться на шоссе до 70 км/ч, автомат заряжания сократил экипаж до трех человек.
В отличие от других средних танков, Kaplan MT может оснащаться комплексом активной защиты Pulat турецкого производства. У турецких военных данный танк особого интереса не вызывает, а вот Индонезия готова покупать его в больших количествах. Производиться он также будет в Индонезии.
Новый вид танков
Средние танки переживают второе рождение и не собираются уходить на покой. Даже американцы решили выпускать танк массой менее 40 тонн, чего они не делали с 50-х годов прошлого века.
А вот так называемые основные боевые танки переживают серьезный кризис. СВО показала, что такие танки можно относительно легко подбить, стоят они ну просто очень дорого, а заметного влияния на ход боевых действий уже не оказывают.
Читайте также:
Новый Ил-114-300: зачем России нужен этот самолет
Американский F-16: почему он не станет «оружием спасения» для ВСУ
МиГ-701: советская легенда, так и не увидевшая небо
Русская ракета X-101: страшный сон НАТО и ВСУ