От старухи-помещицы до «русской Мадонны»: образ деревенской женщины на картинах
Более 70% населения Российской империи к началу ХХ века составляли представители крестьянского сословия, а доля сельского хозяйства в национальном доходе составляла 75-80%. При этом 78% населения (стоит ли говорить, что большинство из них – крестьяне) даже не умело читать. Бесправное положение простых людей, малая доступность для них социальных лифтов и образования глубже пары лет церковно-приходской школы беспокоили лучшие умы России, что нашло свое отражение в искусстве. Посмотрите нашу подборку из 10 картин, запечатлевших образ русской крестьянки.
Смотрите в воскресенье, 14 июля, т/c «Бабий бунт, или Война в Новоселково» (комедия, Россия, 2015) на телеканале «МИР» с 13:20. Режиссер: Юрий Морозов. В ролях: Ольга Погодина, Александра Флоринская, Ирина Сидорова, Дмитрий Орлов, Юрий Чернов и др.
«Все в прошлом», Василий Максимов, 1889
В центре композиции на картине Василия Максимовича Максимова «Все в прошлом» – старая барыня. Вдалеке виднеется усадьба, знавшая молодость барыни, блеск света, пышные балы, но дворянское гнездо пришло в упадок – окна заколочены и даже сад около барского дома выглядит мертвым. Помещица доживает свои дни во флигеле со старой служанкой, но не забывает прежних привычек: ее фигура по-прежнему величава, лицо выражает удовлетворение – похоже, она вспоминает моменты своей яркой жизни. Руки украшают золотые перстни, седины скрывает белоснежный кружевной чепец, на столике, накрытом к чаю, красуется изящная чашка. Все это создает контраст с образом старой крестьянки в «траурном» платке, расположившейся на ступенях и занятой рукоделием. На ее лице застыло горькое выражение. В отличие от барыни, она вспоминает тяготы и невзгоды.
«Трудный переход», Федот Сычков, 1912
Федот Васильевич Сычков – талант, возросший на крестьянской ниве. Он родился в селе Кочелаево (Мордовия), окончил земскую школу и с детства проявил талант к рисованию. Сычков занимался с учителем, писал иконы и фрески в церквях, портреты на заказ и самостоятельно развивал свое дарование. В 22 года при поддержке генерала Ивана Андреевича Арапова он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Затем стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств, а окончив его, остался в столице. Художник, считавший своим главным учителем Репина, на многих полотнах запечатлел моменты жизни крестьян: возвращение из осеннего леса после сбора грибов, мяльщиц льна, сенокос, праздники и гулянья. Крестьянки на его картинах, как правило, молоды и полны жизни.
«Больной муж», Василий Максимов, 1881
Еще одна картина «передвижника» Василия Максимова изображает грустную сцену в крестьянской избе. В убогой обстановке с самой грубой и примитивной мебелью и занавешенным окном внимание привлекают красивые большие образа в красном углу над кроватью тяжело больного, похоже, умирающего мужчины. Его молодая жена склонилась в молитве, рядом виднеется краешек подвешенной к потолку люльки, что добавляет ситуации еще больше трагизма. Максимов сам был выходцем из крестьянской среды и часто обращался в творчестве к темам из народной жизни, зная ее не понаслышке: вспомните картины «Колдун на крестьянской свадьбе», «Бабушкины сказки», «Семейный раздел».
«Две девки», Филипп Малявин, 1910-е
Выходец из государственных казаков, Филипп Андреевич Малявин обладал ярким дарованием. Рисовать начал с четырех-пяти лет: копировал иконописные образы, писал портреты односельчан, а затем отправился учиться церковной живописи на Афон. Течение его жизни изменил скульптор Владимир Беклемишев, который убедил талантливого молодого послушника поступить вольнослушателем в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Прославился художник изображением крестьянских женщин – в 1900 году его работа «Смех» удостоилась золотой медали на Всемирной парижской выставке. Героинями Филиппа Малявина становились жительницы рязанских деревень в ярких, пестрых сарафанах и платках. Крестьянки Малявина – гордые, величавые, дерзко независимые.
«На жатве. Лето», Алексей Венецианов, середина 1820-х
На картине Алексея Гавриловича Венецианова мы видим период страды – все ее пространство залито солнцем, которое освещает поле со стогами и женщину с ребенком на переднем плане. Очевидно, крестьянка оторвалась от напряженной работы, чтобы покормить дитя. Приподнятый над землей передний план подчеркивает фигура другой женщины с мальчиком, проходящих мимо. Этот прием, объясняют искусствоведы, придает сидящей на помосте женщине величественность: «Она, как душа этого мира, царит над простором полей, а ее материнство метафорически соединяется с образом плодородия матери-земли, что находило отражение и в крестьянском фольклоре».
«Баба с лошадью», Валентин Серов, 1898
В конце 1890-х – начале 1900-х годов Валентин Александрович Серов создал цикл деревенских пейзажей, который назвал «Крестьянский Серов». Многие работы из этого цикла навеяны впечатлениями, связанными с жизнью художника в Домотканове, имении его друга Владимира Дмитриевича Дервиза. Именно там он написал портрет молодой крестьянки с лошадью – погода стояла слишком морозная для масла, поэтому работа выполнена пастелью на картоне.
«Старушка с грибами», Н.П. Богданов-Бельский, 1911
Художник-передвижник Николай Петрович Богданов-Бельский был внебрачным сыном батрачки, а фамилию Богданов дал крестивший его священник: «Богом данный». Крестьянскому мальчику посчастливилось попасть в школу знаменитого просветителя Сергея Александровича Рачинского в селе Татеве, оттуда – в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а затем – в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Богданов-Бельский писал в основном картины бытового жанра, многие из них были посвящены теме образования крестьянских детей и вообще крестьян, которых художник изображал с большой теплотой.
«Русская крестьянка кормит ребенка из рожка», Никифор Крылов, не позднее 1830-х
Образ «русской Мадонны» создал ученик Алексея Венецианова Никифор Крылов. В 1824 году Венецианов заметил талантливого молодого человека в артели странствующих иконописцев и пригласил его учиться в Петербург. Крылов был многообещающим портретистом, но умер, не дожив и до 30 лет. Причиной смерти стала холера. Портрет крестьянки, кормящей младенца из рожка, – одна из немногих сохранившихся его работ.
«Масленица», Федот Сычков, 1914
Федот Сычков любил писать сцены из крестьянского быта, не приукрашивая, но и не драматизируя его. Часто герои картин художника – это молодежь и дети, так и на картине «Масленица» мы видим девушек на выданье. Каждый день масленичной недели имел свое название и традиции, на картине Сычкова, скорее всего, изображен Заигрыш – второй день Масленицы, когда девушки старались нарядиться и показать себя как можно лучше, чтобы найти своего суженого и выйти замуж на Красную горку. Девушки – веселые, раскрасневшиеся, яркие, как диковинные птицы – веселятся на уже подтаявшем снегу на фоне серо-желтого пейзажа и бедных, крытых соломой хижин.
«Жатва», Зинаида Серебрякова, 1914
Последняя картина в нашей подборке принадлежит кисти Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. В 1914 году художница возвратилась в Россию из путешествия по Италии (началась Первая мировая война) и под впечатлением от итальянской живописи начала работать над картинами с крестьянской тематикой. «Жатва» – одна из самых известных работ того периода. На картине изображены четыре молодые крестьянки в разгар страды. Девушки сделали перерыв на обед: одна из них отрезает ножом ломоть хлеба, другая переливает что-то из крынки. Охристая гамма вкупе с красными оттенками в одежде женщин создают ощущение знойного лета, а небо кажется выбеленным от жары.