Страшнее КГБ: почему партийная элита СССР так боялась Михаила Соломенцева
Активный сторонник антиалкогольной кампании 1980-х годов Михаил Соломенцев вселял настоящий страх в партийную элиту Советского Союза. Но боялись они не борца за трезвый образ жизни, а главу Комитета партийного контроля, кем Михаил Сергеевич и являлся с 1983 года.
Советский менеджер
Михаил Соломенцев появился на свет в 1913 году в одном из сёл Орловской губернии. С детства он мечтал стать моряком, но подвело здоровье – медкомиссию юноша пройти не смог. После школы Соломенцев окончил Ленинградский политехнический институт, став в годы Великой Отечественной войны востребованным специалистом в оборонной промышленности. Так он и не попал на фронт, эвакуировавшись вместе с Липецким заводом № 61 на Урал.
После войны Михаил Сергеевич возглавил Челябинский станкостроительный завод и взялся за партийную работу. В это время Соломенцев проявил себя как умелый руководитель. На него обратил внимание Никита Хрущёв, сделав первым секретарём Карагандинского обкома. Данное назначение стало своеобразной проверкой на прочность. Дело в том, что в 1959 году рабочие металлургического завода Караганды отказались выходить на работу из-за плохих условий.
Соломенцев и был призван утихомирить «бунтарей». В 1964 году Михаила Сергеевича перевели в Ростов, где также царила неспокойная обстановка после Новочеркасского расстрела.
Ответственный за облик партии
Назначение в столицу «советский менеджер» получил только в 1966 году. Спустя четыре года он стал Председателем Совета Министров РСФСР, а при Юрии Андропове возглавил Комитет партийного контроля (КПК). Ведомство должно было следить за тем, как члены партии соблюдают Устав, Программы, партийную мораль и дисциплину. Историк Леонид Млечин отмечал, что представители партийной элиты боялись КПК больше, нежели КГБ.
А вот сам Соломенцев занимаемым постом не гордился. Как-то в интервью Феликсу Медведеву, автору книги «Мои Великие старики», Михаил Сергеевич признался – на данной должности только и делал, что усмирял пьяниц, мирил повздоривших супругов и решал прочие семейные неурядицы партийных деятелей.
На заслуженный отдых глава КПК отправился в 1988 году – в возрасте 75 лет. Вплоть до самой смерти (чиновник скончался в 2008 году) Соломенцев сожалел о распаде СССР. Государство, переставшее существовать в начале 90-х годов, Михаил Сергеевич считал великой державой, в которой сложилась уникальная система в отношении социальной защищённости населения. Тосковал Соломенцев и по Коммунистической партии, на благо которой он трудился столько лет.