Чем запомнился фестиваль православной культуры "Царские дни"
Мы живем на страницах учебника истории, и такие события, как фестиваль православной культуры, показывают это удивительно ясно. Начать с того, что "Царские дни" придуманы не нами и не вчера. "Царскими" в Российской империи назывались праздники, установленные в честь торжественных событий в жизни членов императорской семьи и поспешно отмененные в марте 1917 года решениями Святейшего Синода и Временного правительства.
От дома к храму
История зачем-то поставила странную метку, назначив местом гибели династии Романовых, вышедшей из "колыбели" костромского Ипатьевского монастыря, дом инженера Ипатьева. Дальше, как и положено, все повторялось на очередных витках спирали: дом - свидетель трагедии, побывав музеем революции, к 60-летию Великой Октябрьской был тоже приговорен и исчез с лица земли. Город, где расстреляли семью последнего русского царя, много лет носил и прославлял имя человека, которого до сих пор считают одним из виновников убийства. И возродились отмененные "Царские дни" именно там, где завершилась земная жизнь Романовых, - в Свердловске, чуть позже ставшем Екатеринбургом. В девяностые на месте разрушенного Ипатьевского дома началось строительство Храма-на-Крови, в ночь на 17 июля здесь совершали литургии. Оттуда же отправились первые Царские крестные ходы на Ганину Яму, к захоронению останков царской семьи. В первом участвовали несколько десятков верующих и священнослужителей, в 2024 году - 45 тысяч человек.
Молитва в пути
Перед главным событием "Царских дней" у Храма-на-Крови прошла Божественная литургия, которую совершили 13 архиереев Русской православной церкви. А далее паломники из различных уголков России и из других стран - Украины, Казахстана, Австрии, Германии, Сербии, Новой Зеландии, Чехии - двинулись в 21-километровый ночной крестный ход. Сплошной людской поток затопил улицы Екатеринбурга. Но какие красивые, торжественные и вдохновенные лица были у каждого в этой толпе!
Преодолел это расстояние и прямой потомок императора Николая I Гавриил Дорошин. Француз по рождению, в 2015 году 18-летний Гавриил в качестве фотографа и переводчика приехал в Донецк, где встретил свою любовь Алину. Он увез ее во Францию, у супругов родилась дочь. После начала СВО Гавриил вернулся в Донбасс и вступил в добровольческий корпус. Алина с трехлетней Софией последовала за мужем.
- История царской семьи для меня - пример любви к Родине и любви к Богу, - говорит Гавриил. - Мне еще в детстве родители говорили, что с этой любви надо брать пример. Ощущения от крестного хода не передать словами. И усталости нет, и на душе благодать. Мой дедушка и отец - протодьяконы. Храм, приход - основа, позволяющая за границей сохранить русский дух.
Гавриил Дорошин (справа) - прямой потомок императора Николая I. Фото: Татьяна Андреева/РГ
"Царские" подарки
XХIII Международный фестиваль "Царские дни" подготовил для жителей и гостей региона программу, удивляющую разнообразием (в том числе прекрасной организацией на всех этапах - от уровня приглашенных гостей до устройства питания, охраны, уборки и прочих важных моментов). Нам показали Международную православную выставку-форум "От покаяния к Воскресению России", турнир по силовому многоборью "Русский силомер" в честь Николая II - основателя олимпийского движения в России, детскую парусную регату, посвященную памяти цесаревича Алексея.
Кроме того, "Царские встречи" предложили серьезный разговор с известными историками, философами, богословами. Одной из самых запоминающихся стала встреча с фрау Карин Кнайсль, занимавшей пост министра иностранных дел Австрии в 2017-2019 годах. Она презентовала свою книгу "Реквием по Европе", а на вопрос о демографической ситуации ответила:
- В Европе все страшно перепуталось в отношениях людей, и этого пока никто не осознает… Я скажу так: слава Богу, что есть Россия!
В Свердловском музыкальном училище имени Чайковского представили восстановленные фрагменты оперы Антуана Симона "Песнь торжествующей любви". В 1898 году эти сцены были поставлены в московском доме великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны режиссером Константином Станиславским.
Место радости и света
Еще одна точка в географии "Царских дней" - Алапаевск, где 18 июля 1918 года погибли другие члены императорской семьи: Великий князь Сергей Михайлович, родная сестра императрицы Елизавета Федоровна, князья императорской крови Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович Романовы, князь Владимир Палей и вместе с ними управляющий делами Великого князя Федор Ремез и монахиня Варвара (Яковлева), келейница Елизаветы Федоровны. В этот день, спустя 106 лет, освятили храм Александра Невского как знак памяти, скорби и покаяния.
Храм в Алапаевске восстановили по чертежам двухсотлетней давности. Фото: Татьяна Андреева/РГ
Он был восстановлен по чертежам двухсотлетней давности, обнаруженным в архивах, на месте снесенного в богоборческие времена собора при поддержке учредителей Фонда святой Екатерины и Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество". На его открытие собралось три тысячи человек.
- Старый храм был построен к 900-летию крещения Руси на деньги алапаевцев. Два года назад я поставила кружку и сказала: давайте повторим этот подвиг, неужели мы не можем?! И каждый положил свою денежку. На протяжении двух лет копили, на помощь пришли влиятельные благотворители. Никакие труды без молитвы невозможны. Теперь у нас есть дивное, прекрасное место, плод нашего покаяния, - сказала Анна Громова, председатель наблюдательного совета Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество".
- Тело и душа человека едины, пока он жив. Если у него болит тело, он идет в больницу. Если болит душа, идет в храм. Сегодня появился новый храм, ставший местом радости и света, - после долгой четырехчасовой службы в белоснежном храме не скрывал радости митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
Люблю тебя, жизнь
О смысле православного фестиваля "Царские дни" говорят по-разному: дань памяти, покаяние, осознание, просвещение. Все мы разные, и каждый найдет свое: и истинно верующие, для которых нет сомнений, и тех, кто относится к непочетной категории "мимоприхожан", как я. Но, стоя у подножия храма Большой Златоуст, где проходил концерт колокольного звона "Благовествуй, земле Уральская!", я сделала свое важное открытие.
Прекрасный храмовый хор "Уральский формат" в сопровождении оркестра Центрального военного округа исполнял с детства знакомую песню. Любой бывший пионер с ходу подпоет: "Я шагаю с работы устало… я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала… Мне известна давно бескорыстная дружба мужская… И вершина любви, это чудо великое - дети!" Было жарко, а все равно бежали мурашки по коже от слов и музыки, от осознания того, как изменились за прошедшие годы мы, пройдя через разудалые, все отрицающие девяностые и либеральные, все принимающие нулевые, через ниагарские потоки мутных сомнений и откровенно грязного вранья о нашей Родине и о нашей истории. Для меня и таких, как я, навсегда бывших пионеров, самая важная суть "Царских дней" - стремление заново объединить людей вокруг традиционных ценностей, вернуть нам мир, о достоинствах которого буквально кричит Карин Кнайсль и с тихой уверенностью говорит Гавриил Дорошин. Мир, где жизнь ценна и не подлежит отмене при помощи неких интернет-сообществ, где труд почетнее безделья, где мужская дружба не вызывает скабрезной усмешки, а дети не только статья расходов и причина депрессии. Где своих не бросают, где даже в праздники плетут маскировочные сети и делают окопные свечи, строят храмы и заводы (да, и новый завод в Алапаевске тоже строят). Мир, веру в который у нас намеренно отняли, но эта кажущаяся легкость бытия без веры оказалась невыносимой.