Архив под открытым небом
Кладбища иногда называют архивами под открытым небом. Хотя информацию, которую можно здесь отыскать, порой не найти и в настоящем архиве. По захоронениям можно очень многое узнать о нашем городе. Например, каким были Курск и его жители двести лет назад. Мы побывали на старых курских кладбищах. А нашим проводником стал краевед, журналист, кандидат исторических наук, коренной курянин Юрий Озеров. Предки Озерова покоятся на Херсонском и Казацком кладбищах. Первая наша совместная прогулка – по Херсонскому. Это одно из старейших кладбищ в области, существует с последней четверти XVIII столетия. И, конечно, хранит много тайн. Старинные кирпичные аллеи, кованые ограды, керамические портреты, могильные плиты. Здесь покоится прах людей, живших в Курске в XVIII, XIX и XX веках. Каждое захоронение – жизнь, судьба, история. Всё начинается с храма По российскому законодательству начала 70-х годов XVIII века, при каждом кладбище обязательно должен был действовать храм. Ветхую деревянную Преображенскую церковь (она стояла примерно в районе теперешней улицы Софьи Перовской) перенесли сюда и заложили в честь Антония и Феодосия Печерских. Через некоторое время курский купец Семён Александров решил построить новый храм. Его закладка состоялась в 1813 году, а через три года он был готов. Александров хотел, чтобы храм был освящён в честь мученицы Екатерины. Но освящение его не состоялось из-за возникших к купцу претензий: тот не построил дом для причта (здание, предназначенное для постоянного проживания священнослужителей со своими семьями). Александров ответил, что таких обязательств не было, и дело растянулось на 20 лет. И только в 1836 году, как бы переворачивая эту неприятную страницу, храм освятили в честь Всех святых. Однако в народе церковь также называли Екатерининской. В начале XX века в нём был построен северный придел и освящён в честь святителя Феодосия Черниговского, а позднее во имя св. мученицы Екатерины. Южный придел был построен уже в наше время, в 1992 году, и освящён в честь св. Алексея, человека Божиего. Изначально на месте южного придела было захоронение. В 1893 году здесь был похоронен прозорливый старец Александр Садовский, глубоко почитаемый курянами. Здесь же, в ограде у алтаря, были захоронения и курского духовенства, в том числе священника Алексея Танкова, отца курского краеведа Анатолия Танкова. – К сожалению, ничего не сохранилось, – поясняет Озеров. – Здесь проходит теплотрасса. Всё разорено и порушено. Проходим на само кладбище. Привлекает внимание крест по соседству с могилой протоиерея Сергея Иванова, декорированный лучами солнца. – Изначально крест стоял над куполом Всехсвятской церкви, – объясняет краевед. – На старых фотографиях 70-х годов ХХ века можно видеть его на куполе. Крест перенесли на неизвестную ныне могилу, поставив над куполом новый. На Херсонском кладбище есть и другие могилы священников: это захоронение Ора Псарёва, бывшего в 30-е настоятелем Нижне-Троицкой церкви Курска. Одно из православных чтимых захоронений – иерея Василия Артамонова, служившего в Успенской церкви затускарной части Курска. Красивый кованый белый крест с лучами высится над могилой священника Сергия Добродецкого. Загадки кладбища На Херсонском кладбище похоронен матрос Василий Поветкин. О нём известно лишь то, что он служил на крейсере «Аврора». Пожалуй, он единственный наш земляк, ходивший на этом легендарном корабле. Неподалёку высокохудожественный памятник: Юлия Чиликина. Изображение в натуральную величину. Юлия Афанасьевна была директором кинотеатра имени Щепкина. На могиле всегда лежат цветы. Памятник воплощает молодую цветущую женщину. На нём надпись: Юлия Чиликина, родилась в 1818 году, умерла в 1961-м. Неужели она прожила 143 года, поставив рекорд? Нет. Просто в надпись вкралась ошибка. Кто её сделал, почему за столько лет не было попыток её исправить, остаётся загадкой. Автор этого памятника – известный скульптор Валентин Алексеевич Дмитриев. Своими работами мастер украшал послевоенный Курск. На одном из крестов каким-то чудом сохранилась дореволюционная табличка: Анна Ивановна Сенаторская. Кто была эта женщина – можем только догадываться. – Фамилия Сенаторский для Курска начала XX века связана с одним из преподавателей Курской духовной семинарии, – рассказывает Озеров. – Николай Петрович Сенаторский занимался исследованиями Курского края. Год смерти Анны Ивановны – 1908-й. Несмотря на то что металлический крест имеет серьёзные утраты, свиток с текстом можно прочитать и сейчас, хотя прошло более ста лет. А вот три холмика под крестом и надпись: «Здесь похоронены Мозгов П.И. и дети». Рядом имена – Гавриил, Любовь, Павел, Александра, Пётр, Клавдия, Николай, Иван. Какая трагедия унесла жизни детей – загадка. Хотя, казалось бы, на могиле есть регистрационный номер. – В советский период кладбища находились в ведении похоронных трестов, могилы были зарегистрированы, – поясняет Юрий Озеров. – Квадратные таблички – могильные знаки, на которых выдавлены цифры номеров могил. Но знаки пропадают, а книги похоронных трестов утрачены ещё в 90-е годы. Поэтому архив на погребённых на этих кладбищах, к сожалению, не существует. Это великая утрата. Далее перед нами величественный памятник: кирпичная колонна около четырёх метров, наверху – крест. Вмонтированная табличка изображает ангелочков, Всевидящее око и надпись: «Под сим памятником покоится прах курской купчихи Анастасии Феодоровны Свешниковой. Родилась в 1770 году октября 23 дня. Скончалась в 1844 году, марта 28 дня. На свете поживе 74 года». Память представительницы известного купеческого рода увековечил её сын – Андриан Свешников, владевший салотопенным заводом. За одним из древнейших захоронений Херсонского кладбища ухаживают по сей день. И неважно, помнят ли потомки саму купчиху Свешникову или её преданного сына. Сохранились семейные захоронения. В старинной ограде – памятник преподавателю Курской духовной семинарии Алексею Чистякову. Утративший свой крест памятник реставрировали. Круг, где была высечена надпись, вмонтировали в новый крест. На кругу – старинный выгравированный текст. Рядом покоятся родственники Чистякова. На одной из могил решётка ограды кажется выпуклой. Оказывается, она представляет собой часть старинного балкона. На каком он был здании, установить уже невозможно. Ясно, что это здание XIX–XX вв. Герои и знаменитости За могилами ветеранов Первой мировой войны ухаживает Российское военно-историческое общество. Здесь похоронен герой Первой мировой Георгий Фёдорович Орлов. На семейном захоронении, к сожалению, уже нет ограды. Недалеко могила капитана Александра Озерова. – Об этом участнике Первой мировой войны мне рассказывал старейший курский краевед Николай Фёдорович Логачёв, – говорит Юрий Озеров. – Это был капитан артиллерии 21-го мортирного артдивизиона. Капитан готовился к свадьбе, должен был временно покинуть расположение части, чтобы отправится на побывку и обвенчаться. Его невесте – дочери курского чиновника Вере Толмачёвой – не суждено было увидеть жениха живым. Накануне предполагаемого отъезда он погиб. На этом же кладбище похоронен и отец несчастной невесты – Константин Паулинович Толмачёв, рядом могила их родственника – священника Александра Ивановича Чеканова. И за этими захоронениями ухаживают родные. Ещё одно семейное захоронение – участник Первой мировой войны Тарас Семёнович Погребной и его супруга Александра Кирилловна. Внучка Погребных – Александра Черных, писатель, известный курский журналист. На Херсонском – могилы людей, много сделавших для нашего города. Здесь находится заросшая цветами могила изобретателя Анатолия Уфимцева. Рядом похоронена его сестра. Пожалуй, самое достопримечательное захоронение – придворного поэта времён Екатерины II Ипполита Фёдоровича Богдановича, автора знаменитой поэмы «Душенька» (в XVIII веке она произвела фурор). Последние годы поэт жил в Курске, в 1803 году упокоился на Херсонском кладбище. – Первоначально здесь был другой памятник, этот в 30-е годы XIX века установил курский губернатор Демидов, – поясняет Юрий Озеров. – Памятник изображает из себя жертвенник. С архитектурно-художественной точки зрения, его отличает навершие с отбитыми по углам акротериями, треугольными выступами. Пьедестал увенчивала статуя Психеи. Греческая богиня – олицетворение души. Памятник пострадал ещё до революции, в конце XIX века были утрачены накладные буквы. По двум сторонам памятника и сейчас можно увидеть следы утраченных букв. Есть ошибочная точка зрения, что это следы от пуль немецкого автоматчика. На самом деле это следы от накладных букв эпитафии. Во время реставрации, которую в конце XIX века проводил киевский художник Островский, вместо утраченного текста был высечен новый. Тогда появились строки, которые мы можем прочесть и сегодня: «Богатство мало веселит, когда о том никто не знает. И радость только тот вкушает, с другими кто его делит». Это фрагмент из поэмы «Душенька». До революции решётка, которую мы видим на могиле Богдановича сейчас, ограждала сад на Красной площади, который мы сегодня знаем как Первомайский. Она была взята и использована на ряде захоронений уже в послевоенное время. Такую же решётку можно заметить на могиле епископа Нестора возле Никитской церкви. Рука современного вандала дотянулась и до могилы поэта: с неё украдена дверка ограды. – Те, кто занимается уничтожением памятников, ограблением кладбищ – сродни террористам, которые, как в Ираке или Сирии, грабили музеи, разрушали кладбища, – возмущается Юрий Озеров. – Это культурный терроризм! Это то, что мы видим, глядя на разорённые захоронения. На следующем памятнике сбита надпись. Краеведу в своё время удалось прочесть её, накладывая бумагу: София Алексеевна Диковская. – Памятник принадлежал жене известного бактериолога Диковского, основателя современной биопромышленности, – рассказывает Юрий Озеров. – Так он увековечил свою незабвенную супругу. Сегодня мало кто знает историю этого захоронения. А вот памятник Матвею Александровичу Кудрявцеву. Он был разрушен, теперь восстановлен неизвестными. Матвей Кудрявцев – курский купец, домовладелец. Жил по адресу: улица Рассыльная, 1. Занимался мучной торговлей. Двухэтажный кирпичный дом сохранился до сих пор – это памятник архитектуры. Перед нами мраморная гирлянда из цветов. Так выглядит памятник Василию Тимофеевичу Алёхину – купцу, отцу знаменитого геоботаника, в честь которого назван биосферный заповедник. Мраморный памятник оброс мхом. Василий Тимофеевич – один из основателей купеческой династии Алёхиных. Фамилия происходит, по преданию, от предка Алёхина – Али-хана. Переполненные могилы В православное Херсонское кладбище «врос» католический участок. Католическое кладбище появилось в 1899 году. Сохранились лишь немногие захоронения. Старых памятников мало, можно прочесть некоторые имена: Венцентина Головска, умерла в 1933 году, могила Карла Николаевича Дзуник, капельмейстера 123-го Козловского пехотного полка. Он умер в 1911 году, но памятник и могила были использованы повторно. Справа на этом захоронении выбит уже армянский текст. Дата смерти – 1932-й год. А вот ещё один «двойной» памятник. На нём и армянский, и русский текст. Многие надписи на памятниках перебиты неоднократно. Вот памятник на могиле начальника штаба первой курской партизанской бригады майора Сотникова. Если посмотреть на него с противоположной стороны, можно увидеть фамилию действительного статского советника Павла Ивановича Аверина – волынского и бессарабского губернатора. Уйдя в отставку, он поселился в Курске. С именем брата Аверина, Петра, связана была живописная местность – будущая Стезева дача. «Управляя с 18 апреля 1828 г. по 6 апреля 1831 г. Волынской губернией, Аверин заведовал мероприятиями по передвижению и продовольствию войск к пределам Турции при начале войны. Затем он принимал меры против вторжения польских мятежников после удаления войск из Варшавы при восстании Польши (ноябрь 1830 г.), равно и против холерной эпидемии. Утомлённый всеми этими хлопотами, Аверин по успокоении края в 1831 г. испросил увольнение и посетил Курск», – читаем в Большом географическом словаре. Если падает солнце, можно прочитать могильную надпись – это слова из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». – За многие годы кладбище стало иметь переполненный вид, – говорит Юрий Озеров. – Часто под могилой – ещё и ещё одна, две, а то и пять, если не больше. Кладбище функционировало 200 лет. Все эти годы оно «впитывало» жителей города. Прах покойных, имена которых мы видим на надгробьях, находится на незначительной глубине. Иногда приходится слышать: «Как благоустроить кладбище? Снова отдать под захоронение. Тогда люди будут ухаживать за могилами!» Но отдать под захоронение, значит разрыть кости, которые находятся на очень небольшом расстоянии от поверхности. Крайние могилы граничат с одной из городских улиц. Место, на котором стоят дома, тоже когда-то было кладбищем. – В 1919 году здесь хоронили умерших от тифа, – говорит Озеров. – Эпидемия всех косила направо и налево. Было захоронено более тысячи человек. Житель одного из соседних домов рассказал о том, как пять лет назад его сосед, копая яму, обнаружил семь скелетированных покойников. А за оградой кладбища жизнь идёт своим чередом. Люди идут на работу и с работы, смеются, влюбляются… Два мира существуют рядом. Но наш – внешний – наступает. Куда пропадали памятники? – В советские времена, во времена индустриализации кладбище было использовано как каменоломня, – говорит Юрий Озеров. – Камни уходили на разные нужды – страна нуждалась в металле, в камне. Мостились улицы, закладывались фундаменты. Кладбища использовались очень активно. Начинали с бесхозных – это было с 1926 года, потом пошло-поехало и дальше. В результате сохранившегося дореволюционного наследия очень мало. Елена ГАМОВА Фото: «Курская Правда»