Курская готика: от усадьбы до костёла

Специалисты считают, что о таком явлении, как курская готика, говорить можно с большой натяжкой. Тем не менее никто не отрицает, что здания, выполненные в этом стиле, очень красивы, а их стены хранят интереснейшие истории. А ведь такие истории – неотъемлемая часть имиджа готических замков. Самые яркие представители курской готики – усадьба Нелидова и католический костёл – вошли в электронный каталог, призванный исследовать роль этого направления архитектуры в российской культуре. В него вошло около 2 тысяч достопримечательностей из 64 регионов России. Усадьба Нелидова вошла в топ-100 готических объектов, а Курский костёл – в топ-20. Наш корреспондент покопалась в архивах и рассказывает о тайнах этих зданий. Сегодня первая публикация. Загадка парадного портрета В экспозиции областного краеведческого музея взгляд посетителей притягивает необычная картина художника Ершова, на которой изображены чета Нелидовых – Аркадий Аркадьевич и Елизавета Петровна с детьми. Эту же картину можно увидеть и на сайте музея, причём в анимированном виде. На первый взгляд – обычный портрет. Однако отсылка на дату внизу полотна говорит об обратном. Мальчик Аркадий держит в руках открытую книгу с датой «1848» – это не только год написания картины, но и дата завершения строительства храма-усыпальницы в усадьбе. На тот момент в ней покоились все люди, изображённые на картине, кроме самого Аркадия Аркадьевича и его дочери Зинаиды. Девушка прожила до двадцати пяти лет. Стены усадьбы давили на Аркадия Аркадьевича, и он уехал из неё за границу, где скончался в конце 1860-х. Вероятно, картина написана по заказу самого Нелидова. Фигуры расположены на полотне в форме креста, а последовательность членов семьи повторяет порядок их захоронения в усыпальнице. Аркадий Аркадьевич и его дочь Зинаида помещены в восточную сторону картины – сторону жизни и света. Остальные члены семьи находятся в западной части комнаты. Загадки парадного портрета частично прояснила научный сотрудник отдела истории музея Татьяна Коробецкая: – XIX век – время, когда чахотка (как тогда называли туберкулёз), косила не только бедные слои населения, но и обеспеченные. В то время не было препаратов, которые могли бы помочь справиться с болезнью. Обеспеченных людей лечили в основном климатом, хорошим уходом, хорошим питанием. И далеко не всегда это помогало. Умирали зачастую по несколько детей и взрослых в одной семье. Изобразительные средства, которые использует живописец, говорит о высоком уровне его мастерства и таланта. – Сохранность картины хорошая, соблюдаем определённый режим температуры, влажности. У супруги на руках ребёнок (опять-таки это зона предположений) умерший. Живые изображены на более светлой части полотна и более чётко. Ушедшие в мир иной –слегка размыто и в тени, – продолжает сотрудник музея. – Конечно, картина оставляет печальное впечатление. Одно окно яркое, с розоватым светом, и другое в тени и тумане. Когда рассказываем детям об этом портрете, не уточняем, что на ней изображены и живые и мёртвые, потому что для детей эта информация сложна. На самом деле в XIX веке даже посмертные фотографии были достаточно распространены – это обычная вещь. Антураж зала ещё больше погружает посетителя в полумистическую атмосферу. В нём находится тот самый диванчик, изображённый на картине, а также развёрнутая светло-зелёная кушетка. – Предположительно, для того, чтобы больные, когда кашляют, не заражали здоровых членов семьи, – объясняет Татьяна Коробецкая. – Есть предположение, что это не первоначальный вид усадьбы, она перестраивалась при Аркадии Аркадьевиче – это больше похоже на его эксцентричный стиль. От отца к сыну Первым хозяином Моквы был курский губернатор Аркадий Иванович Нелидов. После того, как его сестра, фаворитка Павла I, из-за придворных интриг впала в немилость императора, от двора был отстранён и брат. В двадцать два года юноша сделал блестящую карьеру от камер-пажа до генерал-адьютента. С этих событий и началось благоустройство здешних мест. Пригород Курска стал преображаться, в пейзаж отлично вписались новшества – английский парк и три пруда. На месте одного из них, тогда окружённого крестьянскими домами, теперь камыши и болото. Не осталось и пышных виноградников, разбитых по приказу хозяина усадьбы. После смерти Павла I новый император Александр I вспомнил пострадавшего Нелидова и вызвал его в Северную столицу. В Курск он вернулся уже в качестве губернатора. На этом посту проявил себя глубоко порядочным человеком, хоть и возмущал общественность тем, что не брал взятки. А во время войны с Наполеоном показал и такие качества рачительного хозяина как распорядительность, способность быстро ориентироваться в сложных обстоятельствах. Умер Аркадий Иванович 3 сентября 1834 года в Ревеле, похоронен в Санкт Петербурге. Имение же перешло к его сыну Аркадию Аркадьевичу Нелидову – человеку крайностей, по складу своего характера совершенно не похожему на отца. Крестьян новый хозяин Моквы держал в строгости. Нерадивых заставляло трепетать наказание – 25 ударов розгами. Отпетый при жизни При Аркадии Аркадьевиче южнее дворца была возведена Спасская церковь наподобие храма Петра и Павла в Риме с элементами русского стиля, взорванная 9 мая 1969 года. Обустраивался двор, в парке появились павильоны, мостики через овраг, фонтаны, беседки, гроты. Но вскоре изящная эта красота стала не нужна её владельцу. В пятидесятых годах на Нелидова обрушилось несчастье – от чахотки умерли жена Елизавета Петровна и все их шестеро детей. Погребены они были в Спасской церкви. Последней в двадцать пять лет отошла дочь Зинаида, несмотря на то, что отец в надежде найти исцеление много ездил с ней по заграничным курортам. Аркадия Аркадьевича под сводами храма теперь можно было увидеть гораздо чаще, чем дома, но кто бы усмотрел в этом предвестие новой беды? Насмерть перепуганный священник не мог понять, за что ему суют такие большие деньги и куда везут среди ночи. В гостиной уже горели свечи, а из угла на пустой гроб мрачно взирал хозяин Моквы. – Кого отпевать-то, – дрожал голос у батюшки. – Меня, – приказал Аркадий Аркадьевич. Весть о содеянном немедленно донеслась до священного Синода, и несдобровать бы Аркадию Аркадьевичу, если бы не сестра – фаворитка Николая I Варвара Аркадьевна, упросившая императора сжалиться над потерявшим от горя разум родственником, и скандал кое-как замяли. Сам же его главный виновник обрёл свой последний приют в Риме, где принял католичество и ушёл от мира в монастырь. Только после смерти снова он вернулся в Мокву в цинковом гробу, где был похоронен, по его завещанию, в фамильном склепе. Эпоха угасания Прямых наследников у эксцентричного владельца усадьбы не осталось, и Моква отходит к его сестре Любови Аркадьевне, бывшей замужем за генералом-лейтенантом Петром Николаевичем Волковым. Жили они большей частью в Петербурге, а в родовое гнездо приезжали лишь на Рождество, да летом как на дачу. С радостью ждали хозяев крестьяне, ведь для них в эту пору устраивались увеселения, всех собравшихся обносили чаркой – замороженной глыбой льда, наполненной водкой. Последним хозяином Моквы стал сын Волковых – Петр Петрович, племянник Аркадия Аркадьевича Нелидова. Кому-то посчастливилось даже в прямом смысле прикоснуться к тайнам, затерянным во времени. Например, уникальные кадры старинного несохранившегося храма есть в семейном альбоме писателя, историка-краеведа Виктора Крюкова. В детстве его манило загадочное здание, он любил лазить внутри. Тогда это было вызвано ещё не любовью к истории, а интересом к разрушающимся зданиям, свойственным многим любопытным школьникам. – Под просторным подкупольным пространством складировали церковные книги, об исторической ценности которых не имел понятия, а также подсвечники, – вспоминает Виктор Васильевич. Само слово «Моква» он считает происходит от «мокрая, влажная» из-за близости воды. В 1942 году на курском курорте даже отдыхали и лечились венгерские солдаты и офицеры. Есть также версия, что моква – от «маки», от которых когда-то округа была алой… Что же касается усадьбы, то после октябрьской революции имение было разграблено, сад пришёл в запустение, а пруды были высушены. В 1922 году была предпринята попытка восстановить дворцово-парковой комплекс с основанием здесь дома отдыха «Губсоцстраха». В 1941-м почти на три года Мокву оккупировали немецко-фашистские войска. За это время парковый ансамбль был окончательно разрушен. С освобождением Курска в 1943 году уцелевшие здания были заняты военным госпиталем, а в 1948 году здесь впервые был основан санаторий, который действует по сей день. КСТАТИ В ТОП-20 старинных водонапорных башен России значится одна курская – та, что рядом с ТЦ Central park. Также в топе-10 неоготических часовен – кирха в Марьино. Среди объектов Курской области, которые носят отпечатки готического стиля, – Троицкая церковь, курское отделение Госбанка, дом управляющего Путивльской фабрики, башня Шамиля, усадьбы в Новодворском и Рубанщине. Одно из самых интересных зданий, историю которого мы рассказывали на страницах «КП» – дворец Викторова, известный также как дворец для любимой, сочетающий в себе архитектурные особенности замка из немецких рыцарских романов и русского терема. Ассоциации с готикой вызывает флигель-флаг, украшающий здание мужской классической гимназии, построенной в 1842 году по проекту архитектора Александра Брюлова. Но знаменитый шпиль во времени далеко отстоит от периода расцвета готики и появился в 1956 году, что не помешало ему стать одним из символов Курска. Вероника ТУТЕНКО

Курская готика: от усадьбы до костёла
© Курская правда