Протоиерей Виктор и мулла Хамза ездят по дорогам СВО и поддерживают воинов

Их двое - православный священник и мусульманский мулла. Протоиерей Виктор Иванов и Хамза хазрат Хафизов. Оба из Уфы, но уже давно на фронте. Отцы садятся в пикап и едут вдоль линии соприкосновения - от одного воинского подразделения к другому - туда, где больше всего нужны. В багажнике пикапа - церковная утварь, Святые Дары, принадлежности для исполнения православных таинств и мусульманских обрядов, бронежилеты, гитара.

Протоиерей Виктор и мулла Хамза ездят по дорогам СВО и поддерживают воинов
© Российская Газета

Православный батя - бывший воин-десантник - руками сжимает руль автомашины, а между колен - автомат (эта местность кишмя кишит украинскими ДРГ). Мулла перебирает пальцами четки. Про этих двоих в войсках ходят легенды. Что ни пули, ни мины их не берут. Священнослужители колесят по дорогам СВО вдвоем с сентября 2022-го с перерывами. В соцсетях шутят: "Вот так должна выглядеть дружба народов". В этой шутке не доля правды - в ней вся правда.

Ревет мотор - видавший виды пикап отправляется в свой очередной опасный путь навстречу неизвестности во имя Всевышнего, Отечества и ближних - и растворяется в густой дорожной пыли Донбасса/Запорожья/Херсонщины. И если когда-нибудь будет поставлен блокбастер, достойный самой высокой награды всех киноакадемий мира, то это будет фильм об этих двоих, равный "Офицерам" и "Балладе о солдате".

"РГ" удалось побеседовать с представителем православной части этого уникального духовного тандема: протоиерей Виктор Иванов - духовник башкирских батальонов, автор-исполнитель собственных песен.

Священнослужители духовно окормляют два башкирских батальона. Фото: Протоиерей Виктор Иванов

"Давай окормлять всех!"

За ленточку отец Виктор попал еще в 2014-м. Ездил на Донбасс с башкирскими ополченцами, давал концерты как автор-исполнитель собственных песен, возил гуманитарку. Вскоре после начала спецоперации в конце февраля 2024 года ему позвонили из администрации главы Республики Башкортостан, сообщили о начале формирования башкирских батальонов - Шаймуратовский и Доставаловский - и предложили стать их духовником. Уже прибыв в место расположения подразделений он познакомился с имамом Хамзой хазратом Хафизовым, на которого возлагалось духовное окормление мусульманской части башкирского воинства. У бойцов тогда только началось тактическое слаживание, стрельбы, тренировки, а на территорию СВО зашли уже в сентябре.

Изначально священнослужители работали только на два башкирских батальона, которые располагались в двух разных регионах Новороссии. Однако по дороге заезжали и в другие части. А когда началась мобилизация, сама собой родилась идея, которую первым озвучил Хазрат: "А давай окормлять всех!" Ведь не стало, пожалуй, ни одной части, где бы ни служил хотя бы один воин из Башкирии.

Хамза хазрат (слева) предложил окормлять всех российских воинов, независимо от региональной принадлежности. Фото: Протоиерей Виктор Иванов

Служили два товарища

Как представители разных конфессий разграничивают свои зоны ответственности? Да очень просто. Сначала идет общая беседа - протоиерей и мулла по очереди выступают перед ребятами. А зоны ответственности затем определяются само собой - паства-то у них разная: православные идут к священнику, мусульмане к мулле. Тут отцы соблюдают паритет и взаимоуважение. Они уверены в том, что людям разных религий нужно искать точки соприкосновения в жизни, не затрагивая убеждения друг друга. И потому они никогда не выясняют отношения, чья вера правильнее. То есть, естественно, что для каждого из них истинна его вера. Но они не оспаривают выбор другого. Потому что Бог дал человеку свободу воли, а лучшей проповедью они считают личный пример.

На вопрос, не ссорятся ли они с Хазратом, отец Виктор смеется: "Нет, только деремся". На самом деле два священнослужителя живут очень дружно. Вот пример мирного сосуществования двух разных религий. Ночуют они часто в очень тесных помещениях, буквально в метре друг от друга. Но молиться-то надо и православному, и мусульманину. Что делать? Отцы встают в направлении разных сторон света и начинают творить каждый свою молитву. Интересуются смыслом религиозных праздников друг друга, помогают иногда даже и в практических вопросах веры. Однажды отец Виктор забыл с собой прихватить тазик для крещения. И пока священник готовился к таинству, мулла выстелил в коробке из-под боеприпасов полиэтиленовые мешки, соорудив таким образом крещальную купель, чтобы в ней держалась вода.

Отныне полотнище с ликом Христа и зеленый мусульманский флаг гордо реют над батальоном из Башкирии. Фото: Протоиерей Виктор Иванов

Крещение в пакетах от 200-х

В условиях фронта каждое крещение - своя история. Однажды в Запорожской области отцу Виктору пришлось крестить бойцов в пакетах для 200-х (то есть для погибших). Это было очень символично - объясняет батюшка. Ведь в крещении душа человека умирает для греха, а воскрешается для добродетели со Христом. Фотографии с этого крещения через соцсети разошлись по украинским пабликам и наделали много шума, который подхватили либеральные СМИ. Патриархии даже пришлось пояснять, что в случае острой необходимости священник имеет право крестить в любой емкости, которая есть под рукой.

Бывало и такое: как-то желание креститься у отца Виктора изъявил боец, отец которого был мусульманином, и в детстве над ним были прочитаны молитвы по мусульманской традиции. Священник, не приветствующий поспешных решений перехода в другую веру, стал отсылать его к Хазрату, но он ответил, что уже беседовал с муллой: "Хазрат мне сказал - "иди к батюшке". Вот из таких получаются самые твердые в вере люди, уверен отец Виктор. А еще он уверен в том, что история циклична, и нынешняя российская армия во многом стала напоминать армию Российской империи. Когда во время Русско-Турецкой войны турки пленили наших солдат, то захотели отделить от общей массы наших воинов-мусульман, предложив им куда более комфортные условия содержания под стражей. На что они хором пропели "Боже, царя храни!" и остались в одной яме с русскими.

Стяги с изображением Христа теперь оберегают российские танки. Фото: Протоиерей Виктор Иванов

Опасная дорога

Позывной батюшки - Бекас. Это маленькая болотная птичка. В детстве ему в душу запал фильм "Ошибка резидента", где был главный герой - разведчик, которого играл Михаил Ножкин, носил именно такой позывной. Виктор очень хотел быть на него похожим и тоже Родине послужить. Так оно и случилось - когда пришел срок, пошел служить в воздушно-десантные войска. Однажды в их часть приехал священник, и Виктор первый раз в жизни исповедался и причастился. Он признается, что во время причастия произошла встреча с Богом, но при этом отказался вдаваться в подробности своих духовных переживаний. По окончании срочной службы были учеба в семинарии, рукоположение в священный сан…

На вопрос, смог бы бывший десантник взять в руки оружие, батюшка усмехается: не только мог, но и брал, впрочем, скорее для психологического самоуспокоения, не собираясь применять. Священник не имеет право убивать, иначе с него снимут священный сан. Отец Виктор это прекрасно знает, но для него до сих пор этот вопрос остается открытым - применит ли он оружие в случае, если понадобится спасти жизни своих товарищей.

Это сейчас их с Хазратом в поездках сопровождает офицер, но долгое время отцы колесили по фронтовым дорогам вдвоем. Священник за рулем, с собой автомат, а несколько магазинов и гранаты лежат рядом. В Херсонской области орудуют очень много украинских ДРГ. Говорят, они жестоко пытают пленных.

Отец Виктор освящает военную технику подразделения из Татарстана. Фото: Протоиерей Виктор Иванов

На волосок от смерти

Поговаривают, что отца Виктора с Хазратом не берут ни пули, ни осколки. Но это не так. Было дело, когда в одном из подразделений в Херсонской области их накрыла вражеская арта. Отец Виктор успел наклониться и накрыть голову руками. В этот момент ему что-то обожгло руку и шею - потом оказалось, это полосанул осколок от снаряда. Именно такие моменты приучили священнослужителей в любую самую жаркую погоду ходить только в бронежилете и каске.

В этот же день отцам пришлось испытать судьбу еще как минимум дважды. В дороге на открытой местности за пикапом священнослужителей погнались несколько вражеских коптеров. Отцу Виктору с Хазратом ничего не оставалось делать, как сигануть из машины и скакать, как зайцам, по кустам прямо в бронниках и касках с приличной скоростью. И, наконец, дорога, по которой они добирались до части, оказалась сплошь заминирована противопехотными минами. Но узнали они об этом, только когда благополучно добрались до своих. "Как так получилось?" - интересуюсь у отца Виктора. "С Божией помощью", - отвечает.

В другой раз прямо над машиной пролетела вражеская ракета и взорвалась буквально в тридцати метрах. Когда товарищи оправились от первоначального шока, то перекрестились и поздравили друг друга со вторым днем рождения.

Гитара и окопная правда

Отец Виктор признается, что в его общении с бойцами очень помогает гитара, которую он всегда берет с собой в командировку "за ленточку". Вот как наладить контакт с людьми, которые просто устали и не хотят слушать ничьи речи, даже самые распрекрасные? Отец Виктор просто достает гитару и предлагает спеть песню. Как правило, уже эта фраза разряжает обстановку. Песни на фронте любят. Он поет о доме, о маме, о любимой женщине, о детях, которые ждут отцов с передовой. Смотрит по глазам - зацепило. Просят еще исполнить. А потом, вперемешку с песнями налаживается беседа. Бывает вопросов столько, что и не остановить - разговор продолжается до глубокой ночи. А всего у отца Виктора более 250 песен собственного сочинения. Прослушать их можно в группе "Песни Виктора Иванова" во "ВКонтакте".