Из-за аварии на шлюзах Беломорканала в Карелии запретили движение судов

Прорыв плотины в Сегежском районе произошел рано утром 29 июля, в половину седьмого, и сразу разбудил местных жителей — в первую очередь тех, кто живет в шлюзовом поселке. Вода прошла мимо станции Шавань и добралась до поселка Надвоицы ниже по течению, где встретилась со второй плотиной.

Из-за аварии на шлюзах Беломорканала в Карелии запретили движение судов
© BFM.RU

Эпицентр подтоплений, таким образом, растянулся на территорию между шлюзами 10-м и 11-м Беломорканала. Места эти безлюдные, поэтому ущерб вода нанесла сравнительно небольшой. Хотя началось все внезапно, рассказывает местная жительница Елена, она передала слова матери, которая живет в шлюзовом поселке:

«Смыло забор, огород, поплыли дождевые бочки, подтопило подвал, вода поднялась выше крыльца. Сначала она думала, что это звук какого-то идущего поезда: недалеко железнодорожная станция «Шавань». Она уже подошла к окну, увидела, что потоки несутся по улицам. У трех домов, которые были ближе всего к плотине, унесло машину, лодки, катера — в общем, какой-то ужас. Дороги разбиты, все раскурочено, плотины нет. Все сравнялось сейчас, уровень спал. Люди там жили всегда: это шлюзовой поселок, который обслуживал шлюз, есть многоквартирные дома и дома частные, дачники приезжают. Красивое место, и довольно-таки спокойно, никогда никаких инцидентов не было».

Вскоре выяснилось, что прорвало все-таки не саму плотину, а земляную перемычку, которую рабочие установили совсем недавно, чтобы провести ремонт. Реконструкция плотины идет третий год, работы планировали завершить как раз к концу этого. Ремонт оценивался в 440 млн рублей. Последний раз плотину проверяли в январе, и тогда все было в порядке. До начала реконструкции объект был единственной деревянной плотиной, сохранившейся в России.

На место прибыл губернатор Карелии Артур Парфенчиков и записал несколько обращений на фоне бурлящей реки. Он заверил, что подтопление теперь контролируется, воду стараются удержать в русле, приступили к аварийным сбросам воды:

«Здесь основной регулятор воды, которая сейчас идет вниз. До 14 часов здесь шел сброс в 600 кубов. Это вызвало определенные проблемы: вниз по течению есть подтопление в Беломорском районе. Сейчас закрыли плотину до сброса в 400 кубов. Дальше контролируем, надеемся, что в ближайшее время удастся еще понизить уровень сброса воды. Мы должны пережить этот сход воды, возникший после прорыва дамбы. Держим ситуацию на контроле».

Беломорканал — важнейшая водная артерия, соединяющая Белое море с Онежским озером и имеющая выход в Балтийское море, с прямым выходом на Волго-Балтийский водный путь. Канал вмещает два десятка гидроузлов, кругом шлюзы, плотины и дамбы.

Канал тянется на 227 километров, и прорванная плотина находится примерно посередине. Суда курсируют здесь постоянно, и сейчас Росморречфлот был вынужден ввести запрет на судоходство как раз на участке между 10-м и 11-м шлюзами. В момент прорыва плотины на судоходных трассах канала находилось около 40 судов, грузовых и пассажирских, в том числе несколько круизных теплоходов. Их, по данным АТОР, уже разворачивают обратно в Онежское озеро.

Следующим этапом станет поиск виноватых — это будут либо рабочие, установившие ненадежную перемычку, либо обслуживающая организация, следящая за плотиной, продолжает научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян:

— Я думаю, что, скорее всего, тут зона ответственности ремонтников, они делали эту перемычку, и, конечно, они ее должны были сделать получше. Я не думаю, что там были экстраординарные осадки, они, конечно, были достаточно сильные, но не экстраординарные. У нас в гидротехнике полагается делать тройной запас. Очевидно, его сделано не было.

— Может быть, неграмотность или халатность, как вы считаете?

— Я думаю, что это просто недостаточная квалификация.

Следственное управление СКР по Карелии начало доследственную проверку по статьям о халатности и нарушении правил безопасности при ведении строительных работ. На месте продолжаются поисково-спасательные работы.