«Штандарт», любимец петербуржцев – в России вне закона, в Европе – русский враг
Петербургский фрегат «Штандарт» впору переименовывать в «Летучий голландец». Месяц за месяцем, год за годом бороздит он моря и океаны в поисках пристанища. Хотя бы временного, что до недавнего времени удавалось. Фрегат регулярно участвовал в международных регатах и парусных фестивалях. Всегда на «Ура!» принимали его в разных странах на разных континентах. Все изменилось в одночасье.
Неделю назад «Штандарт» (современная реплика исторического корабля Петра Первого) вдруг отказались пускать в порт Бреста, куда он шел по приглашению организаторов на очередной фестиваль. Но в последний момент, когда был уже в территориальных водах Франции, местные власти «сыграли отбой». Объявив, что запрет касается и других французских портов.
Не разрешили команде даже пополнить запасы еды и воды. А ведь на борту, вместе с экипажем из 17 человек (граждане РФ, Франции, Испании, Голландии, Бельгии, США, Англии, Израиля), ещё и пассажиры, включая троих подростков.
Ситуация настолько неожиданная, а для многих морских волков возмутительная, что капитаны других кораблей, прибывших на праздник, решились на импровизированный парад, больше походивший на акцию протеста в защиту российских коллег. Увы, не помогло.
«Отказом российскому фрегату «Штандарт» в швартовке в порту Бреста Франция, идущая на поводу у Брюсселя, продемонстрировала свою слабость, – заявил Жан-Поль Элькан, глава ассоциации помощи морякам Mor Glaz. – Франция имеет сейчас слишком мало власти. Всё за Пятую республику решает сегодня ЕС. Мы осуждаем декрет префекта Финистера (самого западного французского департамента – ред.). Он не должен был идти на поводу у Брюсселя».
Тогда капитан «Штандарта» Владимир Мартусь принял решение идти в Испанию. Благо, недалеко. Но и там закрыли для парусника порты...
В чем причина такого солидарного демарша в отношении ни в чем неповинного судна? Ничего, как говорится, личного. И нового тоже. Причина в недавно введенных Западом санкций на исторические корабли. Два года назад в европейские порты запретили заходить судам под российским флагом. Но «Штандарт» ходит с тех пор под флагом Островов Кука!
Спровоцировали запрет на него украинские нацики, живущие в Европе. Они письменно обратились в Морское капитанство в испанском городе Виго с просьбой «запретить заход, стоянку и остановку «Штандарта» в порту данного города и в любом другом порту испанского побережья». Этой просьбы общественников (sic!) оказалось достаточно, чтобы сделать из фрегата изгоя не только в Испании, но и соседней с ней Франции.
Исторический «Штандарт» был построен по приказу Петра Первого на Олонецкой верфи в 1703 году, став первым парусным фрегатом Балтийского флота. Участвовал в Северной войне. В 1992 году петербуржец Владимир Мартусь, уже имея опыт строительства парусных судов, взялся за постройку его копии.
Это была его мечта, в реализацию которой мало кто верил. Ваш корреспондент не раз в те годы бывала в том месте у Невы, близ Смольного, которое Мартусь выхлопотал у городской администрации для работ над воссозданием копии легендарного судна. Дело шло туго. Приходили и уходили те, кто заражался было идеей, затем разочаровывался...
Но Владимир от мечты не отказался. Через восемь лет парусное судно – один в один петровских времен! – было спущено на воду. Дальше – оснащение, пробные выходы в Неву, Финский залив.
До 2007 года «Штандарт» был под надзором Госинспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС). Но потом ГИМС стал заниматься только судами длиной до 20 метров.
«А у фрегата длина по палубе 25 м, – рассказывал Мартусь журналистам в начале 2010-х. – Наше учебное уже к тому времени судно сняли с регистрации. Так мы выпали из правового поля. Отдельной категории для исторических судов в России нет...»
Что им оставалось? Правильно: выйти в международные воды. Там проблем не возникало. Главное – регулярно проходить техосмотр. И вот все изменилось.
Дозвониться к самому Мартусю сейчас сложно. Он сам время от времени выходит на связь с близкими. В минувшее воскресенье, как удалось узнать, «Штандарт» встал на якорь в бухте возле острова Иль-Аруса, что к северу от Виго. Местные жители на своих рыбацких лодках-платформах доставили экипажу воду и помогли запастись едой.
Понятно, что это все ненадолго. Из родного Петербурга историческая реплика-краса и гордость невских берегов, собиравшая, в частности, на празднике молодежи «Алые паруса» тысячные толпы желающих подняться на борт, ушла, признанная «чужеродной» (так никто не говорил, но по факту именно так получилось). Злой и гадкой сегодня Европе красавец-фрегат тоже не ко двору. Куда теперь? Уйти с корабля, прихватив пожитки, вернувшись к земной в прямом смысле слова жизни? А его, фрегат, оставить в океане на волю волн?
– Ситуация на данный момент патовая, – отозвался на звонок «СП» Константин Сивков, капитан 1 ранга в отставке, военный эксперт, доктор наук, геополитик.
– Ни к морским делам, ни к военным происшедшее со «Штандартом» не имеет ничего общего. Это – очередная пакость европейцев. Нужен был только повод – обращение украинцев. Сам фрегат никакого значения к геополитическим событиям в принципе не имеет.
Тем более, что ходит под флагом архипелага в Полинезии. Это все из той же серии, что не допуск россиян к Олимпиаде-2024, запрет нашей культуры в ЕС. Элемент психологического давления на Россию. Не более того.
«СП»: И как быть команде фрегата: и дома он, похоже, не нужен, и за рубежом пинают?
– Почему он вынужден был уйти из Северной Столицы – вопрос к властям города. Если не соответствует каким-то российским требованиям, то нужно обеспечить ему дома стоянку и привести в соответствие.
Вопрос, которым должны заниматься специалисты. Или их нет в Петербурге?
«СП»: Если бы вы были капитаном этого судна – какие действия предприняли бы, будучи приглашенным, но не допущенным к парусному фестивалю?
– Я был командиром боевого корабля. Там ничего подобного быть не могло. Очевидно, что положение у «Штандарта» противоестественное...
Продолжает тему Геннадий Котов, профессор Университета морского и речного флота им. Макарова, специалист по морскому праву.
– Сложное у ребят положение – дефицит воды, еды. А скоро, видимо, и топлива... На их месте, зная о русофобии европейцев, я бы в те порты не пошел, – сказал Геннадий Михайлович. – Мало, что ли мест в мире, где можно покрасоваться такой исторической реплике, как наш фрегат? Явная ошибка капитана.
«СП»: Ну, раз уж пошли... Что теперь делать?
– Единственную реальную помощь могут оказать, на мой взгляд, наши моряки – если какой-то корабль там неподалеку. Больше ждать подмоги не от кого. Запад к нам не повернется. Будет и дальше только рычать.
«СП»: Мартусь думает подать заявление в Международный морской суд на французов и испанцев.
– Право на это он, конечно, имеет. Но толку с этого?.. Процесс будет долгим и, скорей всего, с нулевым для корабля результатом. В Морском суде во времена СССР мы ни одного суда, как мне помнится, не проиграли. С нами тогда считались! Есть ли там сейчас представитель России... Не уверен.