В Москве прошел вечер, посвященный 115-летию легендарного советского летчика

Легендарному советскому летчику Сергею Грицевцу 19 июля исполнилось 115 лет. Его судьба удивительна, Грицевец прожил яркую, но очень короткую жизнь - каких-то 30 лет. Став дважды Героем Советского Союза, он успел получить звание майора, минуя капитана, но не успел получить свои "Золотые Звезды". Не смог принять участие в освобождении родной Беларуси - погиб. Но имеет... автограф на стене Рейхстага.

В Москве прошел вечер, посвященный 115-летию легендарного советского летчика
© Российская Газета

Интересными фактами его биографии, подвигов, наставничества и трагического ухода поделились собравшиеся на памятном вечере, который состоялся в Москве в Деловом и культурном комплексе Посольства Беларуси в России. Организаторами встречи выступили Федеральная национально-культурная автономия Белорусов России и Фонд по увековечению памяти Героев Отечества имени первого дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца "Победитель".

На памятном мероприятии выступили представители белорусской диаспоры России, общественных организаций и православного духовенства, а также ветераны ВКС России, многие из которых служили на легендарном аэродроме Болбасово под Оршей. С ним связана военная биография прославленного летчика. Демонстрировались кадры фотохроники с участием Сергея Грицевца и его боевых товарищей, фильм с воспоминаниями членов его семьи, письма из Испании. Особо обсуждался вопрос об установке памятника прославленному авиатору.

О перипетиях судьбы Сергея Грицевца, его подвигах рассказал генеральный директор Фонда "Победитель" им. С.И. Грицевца Сергей Путятин.

Родился будущий ас в многодетной крестьянской семье в селе Боровцы ныне Барановичского района. Когда началась Первая мировая, семья переехала в маленький поселок Шумиха в Зауралье. После семилетки работал на железнодорожной станции. Переехав в Златоуст Уральской области, поступил на вечернее отделение металлургического техникума, трудился на оружейном предприятии. Рос Сергей и по комсомольской линии.

Казалось, дорога выбрана. Но он всегда мечтал о небе. И тут неожиданно весной 1931-го в райком прислали комсомольские путевки в Оренбургскую летную школу. Это был шанс. Так началась его дорога в небо.

Свою первую Звезду Героя Сергей Грицевец получил за Испанию, где шла Гражданская война. Советские военные находились там под псевдонимами. С лета по осень 1938 года он участвовал в Гражданской войне в Испании как Сергей Иванович Горев. Испанцы восхищались храбростью русского летчика, обращались к нему "Сергио" или аmigo ruso ("русский друг").

Как рассказал российский писатель, историк авиации, автор более 30 книг Николай Бодрихин, в боевой истории Сергея Ивановича в Испании много разночтений, особенно это касается количества боевых вылетов, воздушных боев и сбитых самолетов.

"Я более полугода работал в военном архиве и детально изучил его историю. Можно с уверенностью сказать: Сергей Иванович, будучи ведущим групп, совершил в Испании 82 боевых вылета, провел 42 воздушных боя и одержал в группе 58 побед. Они так договорились, что все "в общий котел", - отметил Николай Бодрихин.

Один из боев произошел на глазах у многочисленных свидетелей, одним из них стал и английский корреспондент. Он узнал настоящее имя и фамилию Грицевца, и английская газета "Дейли ньюс" вышла под крупным заголовком "Русский летчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости, впервые за всю историю военной авиации уничтоживший в одном бою семь самолетов!". Русский летчик удивил и японцев. В мае 1939 года Грицевец оказался в группе опытных пилотов, направленных в Монголию, в район боевых действий на реке Халхин-Гол. За чуть более чем два месяца он выполнил 138 успешных боевых вылетов и сбил 12 вражеских самолетов. А еще на одномоторном самолете спас подбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора Забалуева. На глазах у японцев он сел в степи, выкинул парашют, буквально впихнул в одноместный самолет товарища и поднял в воздух перегруженную машину, на последних литрах дотянул до своих.

Есть легенда, что когда об этом подвиге доложили Сталину, тот распорядился представить смельчака к званию Героя. Помощники заметили, что майор Грицевец уже является Героем Советского Союза. Сталин подумал и сказал, что за такой подвиг этот человек должен носить два таких звания. Правительство Монгольской Народной Республики наградило Сергея Грицевца орденом Боевого Красного Знамени.

Сергей Грицевец не участвовал в Великой Отечественной войне, он трагически погиб в сентябре 1939 года. Но на Рейхстаге была надпись с его фамилией. За советского аса расписался бывший однополчанин - Петр Хара, который случайно стал причиной смерти боевого товарища.

В начале сентября 1939 года после совещания в Минске, в группе самолетов Сергей Грицевец вылетел на место службы в сторону аэродрома Болбасово, расположенного рядом с Оршей. Он благополучно приземлился, но летчик Петр Хара, который тоже воевал в Испании, имел огромный опыт, в условиях плохой видимости направил свой самолет на ту же самую взлетную полосу и на большой скорости врезался в истребитель Грицевца. Хара, получив серьезные травмы, остался жив, а Сергей Грицевец, столько раз глядевший в воздухе смерти в глаза, погиб на земле...

Об увековечении памяти легендарного летчика, установке ему памятника на улице его имени в Москве говорили все выступающие на памятном вечере. Международный конкурс на концепцию памятника был проведен еще в 2016 году. В нем приняли участие порядка восьми проектов из Беларуси и России. Победил проект народного художника России академика Салавата Щербакова. Но памятник до сих пор так и не установлен.

Месяц назад на выбранном в свое время месте был установлен закладной камень. Может, на этот раз дело сдвинется с мертвой точки?

О том, что наша молодежь должна знать своих, а не западных героев, отметил Сергей Путятин. Он рассказал, как несколько лет назад показал фотографию Грицевца пяти российским студенткам, две из них признались, что не знают, кто это такой, а три "радостно сообщили, что это Юрий Гагарин". Общественники очень надеются на поддержку Российского военно-исторического общества в решении вопроса установки памятника.