Великие испытания
Лев Ландау и «брачный пакт о ненападении»
Советский физик-теоретик и нобелевский лауреат был противником любых ограничений в науке и жизни. Женившись в 1946 году на красавице Конкордии (Коре) Дробанцевой, он заставил ее подписать «брачный пакт о ненападении», который позволял супругам заводить романы на стороне. «Запомни одно, − говорил Ландау. − Ревность в нашем браке исключается, любовницы у меня обязательно будут! Хочу жить ярко, красиво, интересно».
Кора и Лев Ландау. Фото: Сергей Норин, commons.wikimedia.org
Альберт Эйнштейн и бытовые сложности
Создатель теории относительности в быту был абсолютно беспомощен. Например, он считал, что «использование двух сортов мыла для разных целей слишком усложняет жизнь». Вполне оценить эту черту ученого «посчастливилось» его первой жене Милеве Марич. Эйнштейн поставил ей условия: заботиться о его одежде и постели, приносить еду в кабинет трижды в день и покидать его по первому требованию. И это еще цветочки. Милева должна была отказаться от всех личных контактов с мужем, за исключением тех, которые необходимы для соблюдения приличий в обществе, без слова протеста выполнять научные расчеты (Марич училась с Эйнштейном на одном факультете) и не ожидать от любимого никаких проявлений чувств! Хотя компенсация была достойной: после развода физик отдал жене всю свою Нобелевскую премию.
Альберт, Милева и их сын Ганс Альберт. Фото: Jacobi Lotte, lbi.org
Мария Кюри и алтарь науки
Брак Марии и Пьера Кюри – уникальный пример семейной идиллии, основанной на общности научных интересов. Жили они до безобразия просто: никакой лишней мебели, никаких гостей. Только исследования радиоактивности. Это и погубило всю семью, кроме Пьера, который по трагической случайности погиб под колесами конного экипажа.
Пьер и Мария Кюри. Фото: Smithsonian Institution Archives, siarchives.si.edu
Мария еще много лет продолжала изучение радия и полония. Ее старшая дочь Ирен повторила судьбу матери, став физиком, выйдя замуж за ученого – Фредерика Жолио и даже работая в той же области. В итоге причиной смерти всех троих стала лучевая болезнь.
Чарльз Дарвин и неудачный отбор
Перед тем как жениться, основоположник учения об эволюции составил список «за» и «против» этого серьезного решения. А когда «за» перевесили, Чарльз составил перечень претенденток, где отметил их плюсы и минусы. В итоге победила его кузина Эмма Вэджвуд. Как известно, родственные браки ничего хорошего не сулят. Печальный опыт Дарвина тому подтверждение. Из десяти детей, которых произвела на свет Эмма, не было ни одного здорового, а трое умерли в раннем возрасте.
Эмма и Чарльз. Иллюстрация: George Richmond, commons.wikimedia.org
Исаак Зингер и снова Мэри
Американский изобретатель и промышленник, основатель компании «Зингер» впервые женился в возрасте 18 лет на девушке по имени Кэтрин Хэйли… А вот дальше начинается запутанная история, полная детей и женщин с одинаковыми именами. От Кэтрин Исаак ушел к Мэри Спонслер, которая родила ему десятерых ребятишек. Была и другая Мэри (Макгониал), с которой он встречался тайно от жены. Однако скрыть появление пятерых малышей было сложно. Третья Мэри (Уотерс) родила Исааку дочь. Первая Мэри не простила такого предательства и подала на развод. Видимо, осознав, что с Мэри у него дела не клеятся, в 53 года Зингер женился на 24-летней Изабель Соммервилл, которая подарила ему еще пятерых детей. Кстати, в общей сложности у Зингера было 23 ребенка!
Исаак Зингер. Иллюстрация: Edward Harrison May, artsandculture.google.com
Мартин Лютер и рука дающего
Церковный реформатор отличался чрезвычайной щедростью, что сильно облегчало жизнь его «ближним», но не близким. Когда в 1525 году он женился, все имущество семьи составлял серебряный бокал. Его-то Лютер и пытался неоднократно кому-нибудь подарить!
Иллюстрация: Angela Smets. br.de
Госпоже Лютер приходилось быть хранительницей домашнего очага в прямом смысле слова. Современные экономисты подсчитали, что семейство тратило в три раза больше, чем зарабатывал его глава. Остальное покрывалось натуральным хозяйством, которое вела супруга.
Конкурс-фестиваль «Звуки и краски столицы»