Какие суда, кроме ледоколов, нужны России для грузовой навигации в Арктике

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении по плану должна начаться в этом году. Это означает, что с ноября судам с арктической нефтью или сжиженным природным газом (СПГ) не придется разворачиваться на Запад и огибать весь континент, чтобы попасть, к примеру, в Китай или Японию. До этого года навигация в восточном направлении прекращалась с ноября по июнь.

Какие суда, кроме ледоколов, нужны России для грузовой навигации в Арктике
© Российская Газета

Время в пути сократится более чем в два раза с 37-38 дней (при условии прохода по западному маршруту через Суэцкий канал, который сейчас не безопасен) до 16-17 дней. Но это - идеальный вариант развития событий. Сами ледоколы грузы не перевозят, для этого нужны танкеры, контейнеровозы, балкеры и газовозы. А с учетом очень сложной ледовой обстановки в восточной части Арктики, для обеспечения круглогодичного грузопотока понадобятся суда повышенного ледового класса.

По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, летняя навигация по СМП в восточном направлении длится всего 8-10 недель. Первоначально планировалось запустить круглогодичную навигацию зимой 2023/24 года, но потом сроки сдвинули на зимний сезон 2024/25 годов. По-видимому, начало круглогодичной навигации перенесли на один сезон, поскольку необходимо было подготовить портовую инфраструктуру, увеличить количество ледоколов, а также сначала протестировать маршрут без грузов. Как пример, ранее сообщалось, что танкер ледового класса для перевозки СПГ, принадлежащий "Новатэк", сначала прошел весь путь по СМП в зимнюю навигацию без груза, поэтому вероятно в текущем году можно ожидать начала круглогодичной навигации по СМП, считает эксперт.

У России самый большой ледокольный флот в мире - 41 ледокол, из которых 7 атомных. В акватории СМП работают 10 ледоколов - все атомные и 3 мощных дизельных. Но вот с танкерами, газовозами и балкерами делового класса дело обстоит не так хорошо. У нас есть 22 газовоза высокого ледового класса, обслуживающих завод "Ямал СПГ", еще один такой газовоз обещают спустить на воду до конца года. Кроме того, пока с проекта больше половины объемов экспорта СПГ уходит в Европу, и восточное направление неактуально.

Ледовые балкеры для перевозки угля типа Arcticmax ранее планировали фрахтовать за границей, но теперь, по-видимому, придется строить самим. А их нужно 16 штук. По нефтетанкерам информации нет, не зря же флот называют серым. Но едва ли мы закупали танкеры высокого ледового класса. Их не так много в мире.

Как отмечает эксперт и руководитель аналитического центра "Яков и партнеры" Геннадий Масаков, помимо наличия ледоколов необходим грузовой флот с допуском в акваторию СМП. Допуск определяется классом судов, месяцем навигации и наличием проводки ледокола. Для навигации в арктической зоне используются суда ледового класса 6 и 7, в летне-осенний период также возможно использование менее защищенных классов: неарктических Ice 1-3 и арктических Arc 4 и 5. В тяжелых ледовых условиях для судов ниже класса Arc7 навигация запрещена правительством РФ даже под проводкой ледокола. В 2023 году судами ледового класса ниже Arc7 было осуществлено менее 20% всей перевозки нефти, конденсата и СПГ.

Как уточняет Чернов, танкеры и газовозы класса Arc5 могут осуществлять самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 метра в зимнее-весеннюю навигацию и до 1 метра в летнее-осеннюю. Плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 0,9 метров в зимнее-весеннюю и до 1,2 метров в летнее-осеннюю навигацию.

К восточной части СМП относятся море Лаптевых (толщина льда до 2,5 метров), Восточно-Сибирское (до 3 метров) и Чукотское моря (до 2,5 метров). Собственно, это и есть тяжелые ледовые условия. Поэтому рассчитывать, что там получится использовать газовозы и танкеры не самого высокого ледового класса за счет ледокольной проводки, не приходится. Причем иногда речь идет о классе ниже Arc5, а для них требования еще строже.

По расчетам "Яков и партнеры", на конец 2023 года в мире из 748 СПГ-газовозов лишь 24 соответствуют необходимым критериям для круглогодичной навигации в Арктической зоне (22 принадлежат компаниям из РФ). Из эксплуатируемых 2319 нефтяных танкеров только 9 подходят под необходимые критерии (2 принадлежат компаниям из РФ).

Российские компании при расширении флота столкнулись с санкционным давлением при заказе у иностранных верфей, отечественные проекты по строительству переносят срок сдачи вправо, отмечает Масаков. Ожидавшаяся поставка газовозов ледового класса типа Yamalmax для "Новатэк", первые из которых должны были быть поставлены в начале 2024 года корейской верфью Hanwha Ocean попали под санкции, дальнейший статус этих судов пока неясен.

По мнению эксперта, практика рейдовой перевалки, когда грузы перегружаются с судов арктического класса на обычные, может улучшить обеспеченность флотом. Но, по оценке "Яков и партнеры", для реализации первоначальных проектных планов по экспорту грузов по СМП в 2025 году необходимо иметь 45-50 газовоза.