Бе-200: Сколько лесов на планете сгорело из-за его отсутствия

Россия в свое время упустила шанс сделать международным авиахитом самый востребованный в мире отечественный самолет. Речь о «воздушном пожарном» Бе-200. Но еще не поздно вернуться к этому вопросу – на этот раз в рамках сотрудничества БРИКС+. Но давайте обо всем по порядку.

Бе-200: Сколько лесов на планете сгорело из-за его отсутствия
© Свободная пресса

Земля горит. И не только леса и степи. Перед ошалевшим от наглости «красным петухом» не в состоянии устоять даже вечная мерзлота. Ученые-климатологи с удивлением обнаружили, что таяние льда под палящими лучами летнего солнца, вместо того чтобы препятствовать возгоранию почвы, становится источником дымящихся паров, легко воспламеняющихся.

Дело в том, что на протяжении тысячелетий среднегодовая температура почв над мерзлотой сохраняла отрицательные значения. Но последние десятилетия стали самыми тёплыми на планете за полтораста лет инструментальных климатических наблюдений. Временами в той же Канаде температура поднималась выше 50 градусов, как в центре Африки, за Полярным кругом пылали леса, даже в Лапландии жара доходила до 30!

Арктика вообще греется быстрее и сильнее других мест нашей планеты. Американцы выяснили, что на Аляске за последние десятилетия температура земли над вечной мерзлотой поднялась на 5,8 градуса Цельсия.

В общем, как считают ученые, реальна перспектива, когда две трети нашей страны (а именно столько приходится на вечную мерзлоту) однажды превратятся в болото. На сегодня, к примеру, та же Якутия стала выглядеть одним из центров пожароопасности. По данным на конец июля там было зафиксировано без малого полтораста природных пожаров.

Как объяснял еще несколько лет назад научный руководитель Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд, ряд исследований свидетельствуют, что при начале интенсивного таяния вечной мерзлоты включается так называемый эффект положительной обратной связи. То есть в воздух выделяется связанный мерзлотой метан – парниковый газ, гораздо более эффективный, чем двуокись углерода. Он и становится источником не только уничтожения почвы, но и способствует возгоранию всего, что на ней произрастает.

Достаточны ли наши усилия, чтобы вовремя реагировать на пожары?

– Категорически нет! – считает президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников.

А между тем, утверждает он, учитывая наши достижения в области создания одного из лучших в мире самолетов пожаротушения, мы могли бы занять в нем лидирующие позиции.

Валерий Георгиевич напоминает, что в течение многих лет международная борьба с изменением климата отталкивалась от единого принятого температурного числа: 1,5. Поясним.

С тех пор, как страны на в 2015 году (Парижское соглашение) амбициозно согласились ограничить глобальное потепление на 1,5 градуса Цельсия выше доиндустриального уровня – это число стало синонимом поединка с катастрофическим изменением климата. Известный климатолог Джеймс Хансен стал первым ученым, публично поднявшим тревогу по поводу изменения климата еще в 1980-х годах.

А в ноябре 2023 года на международной конференции он обвинил сомневающееся научное сообщество, что оно так и не довело до политических лидеров мира смертельную опасность для нашей планеты. Именно прошлогодняя глобальная жара для Хансена стала убедительным доказательством того, что температурный рубеж 1,5 потерял всякий смысл. Он спрогнозировал, что к маю 2024 года средняя температура на планете будет от 1,6 до 1,7 выше, чем в доиндустриальный уровень. И, как видим, оказался прав. А еще предположил, что мир может избежать катастрофического порога глобального потепления при существенном и срочном сокращении углеродного загрязнения, создав эффективную глобальную систему пожаротушения.

– Чем не шанс для нас? Причем реальный! Мой коллега, – говорит Шелковников, – Александр Явкин, главный конструктор лучшего в мире противопожарного самолета-амфибии Бе-200, за которым стоят в очереди многие страны, в том числе США, предложил простые, но важнейшие идеи по спасению человечества:

Во-первых, исходить из того, что чужих пожаров не бывает. Необходимо их тушить так, как это делается в городах. Поступил сигнал о возгорании – и пожарные немедленно направляются к очагу без оформления всяких контрактов. Главным, конечно, в предложении Явкина является создание компании под эгидой БРИКС из 500 самолетов типа Бе-200.

Здесь необходимо небольшое отступление. Своей идеей конструктор Бе-200 поделился с Шелковниковым, учитывая его серьезный опыт в области международного планирования полетов и использования воздушного пространства. В 1990 году Валерий Георгиевич в должности руководителя Главного управления воздушным движением МГА СССР по заданию Правительства СССР подписал Меморандум об открытии полетов из аэропортов Северной Америки, через воздушное пространство советского сектора Северного Ледовитого океана, СССР в аэропорты Юго-Восточной Азии и обратно. Что не только повысило авторитет нашей страны, но и намного сократило для авиакомпаний западной Европы воздушные пути на Восток, не говоря уже о значительном сокращении их расходов на перевозки.

И потеря этого маршрут после введения санкций против РФ нанесло этим странам невосполнимый ущерб, не говоря уже о банкротстве отдельных авиаперевозчиков.

Как известно, с 1 января нынешнего года Российская Федерация приняла председательство в международном объединении БРИКС, играющем значительную роль в решении многих глобальных и региональных вопросов. Главное мероприятие председательства – встреча глав государств (Саммит БРИКС) – пройдет в Казани, официально утвержденной столицей председательства. Соответствующим Указом Президента РФ определен порядок подготовки к Саммиту, а председателем Оргкомитета назначен помощник Президента Юрий Ушаков.

К слову, Александр Явкин совсем не случайно предлагает обратить внимание для решения проблемы именно на применение для тушения пожаров самолета, разработанного и изготовленного в Таганроге возглавляемым им коллективом. Ведь президент в свое время в полете вместе с летчиком-испытателем машины Валерием Крузе не только убедился в ее уникальных способностях, но и дал ей самую высокую оценку, вдохновившую создателей.

А что дальше? За два десятилетия с начала появления ее в небе создано всего 19 самолетов, но как много этой многострадальной по вине чиновников от Минпромторга амфибии удалось совершить! Достаточно вспомнить ее уникальную рекордную посадку, выполненную героем России Рубеном Есаяном в 2002 году на озеро Севан – ни одна амфибия в мире не приводнялась на высоте 1930 метров над уровнем моря.

С 2003 года наши самолеты Бе-200 успешно используются для тушения лесных пожаров и в России, и за рубежом – в Греции, Италии, Португалии, Болгарии, Хорватии, Черногории, Турции, Индонезии, Израиле, на Кипре…

В июне 2017 года в Качугском районе Иркутской области экипаж самолёта-амфибии Бе-200 МЧС России спас 20 пожарных-парашютистов, оказавшихся в огненном кольце. Список достижений этой замечательной машины можно бесконечно продолжать. Но так получается, что оцененная за рубежом амфибия Бе-200, которую были готовы покупать многие страны – Алжир, Индия, Австралия, США, в родной стране оказалась в роли падчерицы…

С американской ТТЕ International Inc. даже был подписан контракт на поставку 10 самолетов, но наши чиновники то ли не удосужились, то ли не захотели своевременно подготовить соответствующие документы для оформления этой выгодной во всех отношениях сделки.

В нашей стране Бе-200 у нас в стране пожары если и тушат, то, как правило, в одиночку. Либо работают два самолета. И эффекта от них потому большого нет – заливать пожар нужно непрерывно, не давая ему разгореться. Отсюда, кстати, как считает Явкин, идет дискредитация самой идеи: ну, прилетел ваш самолет, а леса все равно сгорели. Просто самолеты нужны вовремя. А в случае масштабов пожаров, подобных нынешним, бороться с огнем должны слаженно 3-4 машины, а то и больше – в зависимости от того, насколько удален водоем для «заправки» от места тушения.

– С учетом того, что РФ председательствует в объединении стран БРИКС, – говорит Шелковников, – в декабре прошлого года мы направили Юрию Ушакову «Предложение для включения от имени Российской Федерации проекта создания «Глобальной всемирной аэрокосмической системы борьбы с лесными пожарами» в План основных мероприятий года. Достаточно глубоко проработанное, это предложение получило принципиальную поддержку заинтересованных в реализации проекта государственных органов и научных организаций: МИД РФ, Минпромторга РФ, МЧС РФ, Минприроды РФ, Минздрав РФ, институтов РАН: МНИИПУ и ИНЭС, МАСП БРИКС.

К сожалению, ответа мы не получили от РСПП, РФПИ (Российский Фонд прямых инвестиций, ДС БРИКС, Агентства стратегических инициатив (АСИ). Это печально, когда равнодушны те, от кого зависит многое. Разве не очевидно, что предложение, исходящее от России, и прежде всего к странам БРИКС, только укрепит авторитет страны, считавшейся еще недавно великой авиационной державой.

Ведь речь о создании совместными усилиями принципиально новой давно назревшей «Глобальной всемирной аэрокосмической системы борьбы с лесными пожарами», нацеленной на избавление планеты от экстремальных лесных пожаров. Тех, которые существенно влияют на изменение климата. Будем действовать, или, как уже повелось, «гори оно все огнем»?

А в это время

21 июля 2024 года по данным Агентства по отслеживанию климата, был самый жаркий день на планете за всю историю наблюдений с середины 1900-х годов. В этот день, температура составила 17,09 градуса по Цельсию.

Другие члены БРИКС не дремлют:

Военно-воздушные силы Бразилии объявили об участии самолёта собственной разработки в тушении пожаров в регионе Пантанал. Созданный бразильским производителем EMBRAER, этот многоцелевой аппарат оснащен модульной бортовой системой пожаротушения MAFFS, которая позволяет перевозить до 12.000 литров воды для её сброса в пожароопасных зонах.

Китай. Разработка самолета-амфибии AG600, проводимая корпорацией AVIC, постепенно приближается к финалу.

Согласимся на вторые роли? И будем продолжать ползти в хвосте тех, кого в свое время обучали строить самолеты?