Сибирский детектив про Ерошку. Читаем сказки Омского Прииртышья

Что будет, если украсть репу из чужого огорода, зачем детям со смартфоном в руке сказки и почему в истории про бабку, дедку, животных и Ерошку такая жестокая расправа, - читайте в нашем материале. Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках Омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор. В Государственном центре народного творчества готовятся презентовать сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края. А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению. В 1991 году в селе Кейзес Седельниковского района фольклорист Ефим Яковлевич Аркин записал сказку "Ерошка". Историю про воровство репы ему рассказал Пётр Фёдорович Матюков. Он стоял у истоков династии сказочников его семьи. Память на истории передалась и его детям. Вот, например, старший сын Петра Фёдоровича Анатолий в детстве в течение целого года не мог научиться читать в первом классе деревенской школы: все тексты из букваря он дословно воспроизводил по памяти после единственного прочтения их учителем вслух. - Если говорить о моей многолетней собирательской деятельности, то она была направлена на фиксацию исключительно песенного и инструментального фольклора. Удачей явилась встреча с Петром Фёдоровичем Матюковым, от которого было записано пять сказок. Пётр Фёдорович хороший рассказчик, спокойно, рассудительно, без излишних эмоциональных всплесков излагающий содержание сказок , - вспоминает фольклорист, профессор, художественный руководитель заслуженного коллектива народного творчества фольклорного ансамбля "Звонница", заслуженный работник культуры России Ефим Аркин. Изображения увеличиваются по клику ГЛАВНЫЙ КОНФЛИКТ "ЕРОШКИ" "В сказке "Ерошка" наказывается порок - воровство. Был украден весь посев репы, которым мечтали полакомиться дед с бабой. Они отправились бить Ерошку, дабы наказать за кражу, не собираясь, очевидно, делать это с жестокостью. По пути встретили группу животных - 6 персонажей, которые, узнав о содеянном и возмутившись, решили помочь старикам. Коллективно, "бригадой" оно сподручней" - Ефим Аркин. ПОЧЕМУ В ДЕТСКОЙ СКАЗКЕ МЫ ВИДИМ СТОЛЬ ЖЁСТКУЮ РАСПРАВУ? "У животных чувство морали несколько иное, чем у людей, поэтому их расправа соответствовала их "менталитету", и получилась достаточно жёсткой. Зло наказано, дед с бабой удовлетворены. Это укладывается в логику одной из 10 заповедей - "не укради", соответственно, этот грех наказан, а сказка сочинена в назидание. Думал ли рассказчик о назидании? Возможно, просто рассказывал её детям, любящим их слушать, а попутно и смысл вкладывался. Такие сказки, надеюсь, должны быть интересны и современным детям", - Ефим Аркин. Авторами иллюстраций для сборника выступили ученики детских художественных школ города и области. Историю про Ерошку читатели смогут рассмотреть на рисунке 11-летнего Антона Харитонова. Антон занимается в Тарской детской школе искусств в классе Евгении Алексеевны Рязановой. И первый год обучения уже принёс свои плоды. Изображение увеличивается по клику - Нам прочитали несколько сказок на выбор, больше всего понравилось про Ерошку. Ко мне сразу пришла идея, и я решил раскрасить её своими цветами. Рисунок выполнен цветными карандашами. Вообще, сказки сейчас не очень популярны среди нашего поколения. Они больше не для развлечения, а для вдохновения, - рассказал корреспонденту "Омск Здесь" Антон Харитонов. Пока юные дарования вдохновляются сказочными сюжетами и расширяют свой кругозор, мы предложили нашим читателям вынести свой вердикт об актуальности истории про украденную репку. Детективные нотки в сибирской сказке нашла эксперт по туризму Анна Статва. - Да, сказочка вообще жёсткая. Я уж думала, где-то гуманизм возобладает всё-таки в конце. Нет. Ну это такая новая интерпретация сказки про репку, где тянули не все, и один пришёл и варварски всё забрал, украл. На самом деле у меня главный герой не вызывает каких-то отрицательных эмоций, вызывает сострадание. Во-первых, не факт, что именно он выдергал эту репку. Второе, даже если это сделал он, вершить самосуд - это неправильно, тем более присоединяться к нему. Мне кажется, что эта сказка, наоборот, должна учить тому, что так делать нельзя. Нужно разобраться в ситуации, а потом человека следует воспитать, если он действительно виноват. Но ни в коем случае не битьём. Я думаю, что этот несчастный герой, скорее всего, и не понял, за что ему прилетело. И родители в конце должны обязательно рассуждать с ребёнком: кто прав, как надо было поступить? Мне кажется, что здесь неправы все: Ерошка, что репу украл, а остальные, что решили таким жёстким образом ему ответить, - поделилась своими впечатлениями Анна Статва. Кто-то ищет сакральный смысл, а кто-то отдохновение. Для одних сказка - способ уложить своего малыша, для других - ощутить свою принадлежность к культурному коду. Разгадать сказочные смыслы и для опытного читателя непростая задача. Жестокая расправа или справедливость восторжествовала? Вот к чему порой приводит украденный корнеплод. Ерошкины пороки - всем нам уроки, репу не своруете - счастливыми будете! Главное фото создано с помощью Midjourney

Сибирский детектив про Ерошку. Читаем сказки Омского Прииртышья
© Омск Здесь