Нелегал с огромным стажем: Станислав Ваупшасов действовал в тылу поляков, франкистов, гитлеровцев, лесных братьев

125 лет назад, 27 июля 1899 года, родился выдающийся деятель советских спецслужб Станислав Ваупшасов. По словам историков, он был одним из первых советских «спецназовцев» и стоял у истока тактики формирования партизанских отрядов в тылу у врага.

История выдающегося разведчика, ставшего Героем Советского Союза
© РИА Новости

Станислав родился в местечке Грузджяй Ковенской губернии в семье батрака по фамилии Ваупшас. Как он позже напишет в своих мемуарах, отец служил сначала кучером, а затем конюхом у богатого помещика. У семьи была корова и собственный огород. Отец даже скопил немного денег и хотел открыть собственный трактир, но родные его отговорили.

© Свободная Пресса

Семья жила в относительном достатке, однако, по словам самого Ваупшасова, «находилась в самом низу общественной иерархии».

Не желая терпеть унижения со стороны местечковых панов, Станислав решил поискать счастье в городе. Сначала он попытался устроиться в Риге, а затем — отправился в Москву, куда переехала, выйдя замуж, его сестра.. Чтобы не иметь проблем с полицией, Станислав решил оформить себе паспорт и дал за это взятку приставу. Тот документ сделал, но допустил ошибку, переименовав своего «клиента» в Ваупшасова, а когда Станислав возмутился — пригрозил отправить его в армию. Вскоре парень освоил считавшуюся тогда привилегированной среди рабочих профессию арматурщика.

В 1917 году Станислав увлекся левыми идеями. После создания Красной армии Ваупшасов поступил добровольцем в 3-й Московский батальон и был направлен в Белоруссию, где участвовал в боях с бандитскими атаманами, сторонниками белогвардейских идей и польскими уланами.

На Станислава обратили внимание в политотделе дивизии и решили отправить его на курсы политруков. Ваупшасов хотел остаться на фронте, и отнекивался, как мог. В итоге, чтобы не спорить с бойцом, работники политотдела поступили хитрее — отправили Станислава в военный совет фронта с запечатанным пакетом, в котором было его личное дело и направление. С членом военсовета Семеном Пупко Ваупшасов спорить не смог и подчинился приказу. Через полгода он вернулся на фронт уже политруком. В конце 1919 года отличился, организовав успешную засаду на группу польских кавалеристов.

Несколько месяцев спустя 20-летнего комиссара батальона Станислава Ваупшасова, владевшего польским, литовским и белорусским языками, решили отправил в тыл к белополякам создавать просоветские партизанские отряды.

Первой операцией, организованной Ваупшасовым в тылу врага, стало разоружение казначейского конвоя, везущего офицерское жалование. Сдавшихся без боя солдат советские партизаны не тронули. Часть денег раздали местным беднякам, а остальные, вместе с оружием и боеприпасами, — пустили на нужды отряда. Новой операцией стал захват большого армейского обоза с оружием. Последующие активные действия в тылу врага оказали серьезную помощь Красной армии во время наступления 1920 года.

Затем Ваупшасов был направлен в Литву. Там он развернул активную деятельность. Однако в связи с тем, что Красная армия отступила от Варшавы, восстание, которое он готовил, было отменено.

Вернувшись на советскую территорию, Ваупшасов планировал заняться мирной работой — например, снова устроиться на стройку. Но его уже богатый партизанский опыт решили использовать в захваченной поляками Западной Белоруссии.

В конце 1920 года он под фамилией Воложинов был направлен для работы в Дисненском и Вилейском уездах. Несколько раз был на грани провала, но в конце концов вышел на местное подполье и продолжил активные действия, несмотря на заключение Рижского мира между Советской Россией и Польшей.

«В СССР эта тема была в значительной мере табуизирована. В начале 1920-х годов Советы и Польша пережили то, что сегодня называют «прокси-войной». Официальная Варшава, формально завершив войну, содействовала проникновению на советскую территорию различных банд и группировок. В ответ была развернута партизанская борьба на землях, находящихся под польским контролем. И свою роль в этом процессе сыграл Ваупшасов», — рассказал в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» историк спецслужб Игорь Пыхалов.

Ваупшасов координировал деятельности сети партизанских отрядов, внедрял своих людей в польские государственные структуры, брал в плен местных силовиков, которые ранее обещали уничтожить подполье, а потом демонстративно отпускал их под честное слово никогда больше не брать в руки оружие. В конце 1922 году бойцы Ваупшасова разгромили польский гарнизон в волостном центре Илии, а летом 1924 года — в местечке Вишневе. Затем они взяли штурмом тюрьму в городе Столбцы и освободили находившихся в ней повстанцев.

В середине 1920-х в связи со сворачиванием активных мероприятий в Западной Белоруссии, Ваупшасова отозвали в СССР, где отправили на курсы комсостава, после окончания которых он некоторое время служил в РККА. В 1937 году Станислав получил предложение отправиться «по своему профилю» в Испанию.

На Пиренейский полуостров Ваупшасов выехал через Париж по дипломатическому паспорту на фамилию Дубовского, а в Испании стал «товарищем Альфредом» — майором республиканской армии. Он был старшим советником при штабе 14-го партизанского корпуса республиканской армии по разведывательно-диверсионным операциям, а также руководил охраной членов Политбюро ЦК Испанской Компартии, в частности — Долорес Ибаррури. С ней Ваупшасову пришлось помучаться. Товарищ Долорес соглашалась со всеми требованиями своей охраны, а потом в одиночку сбегала, чтобы выступить на митинге.

В разгар войны «Альфред» занимался и разведкой в тылу у франкистов. В Мадриде он участвовал в операции по обезвреживанию немецкого резидента Отто Кирхнера. Подготовленный им испанский контрразведчик убедительно сыграл роль богатого бездельника-иностранца, улетающего в Латинскую Америку. Германский шпион попытался отправить через него своим «знакомым» сувениры со скрытыми разведдонесениями.

После возвращения в Москву Ваупшасов получил назначение в центральный аппарат НКВД, но уже вскоре снова оказался на фронте. Он лично командовал батальоном пограничников, выполнявшим антидиверсионные задачи во время Советско-финской войны. После ее завершения Ваупшасов служил в нелегальной разведке на территории Северной Европы. Там он, в частности, собирал информацию о перемещении гитлеровских войск и военных грузов. В Москву он вернулся осенью 1941 года.

Сразу после отчета о результатах своей европейской миссии Ваупшасов получил новое задание — организацию разведывательно-диверсионной работы в тылу врага. Он сам выбрал местом своей деятельности Белоруссию. Майор Ваупшасов превратился в майора Градова. Перед отправкой за линию фронта он успел лично принять участие в битве за Москву в составе Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР.

В 1942 году майор возглавил состоявший из 32 бойцов спецотряд «Мстители», который после 1000-километрового похода развернул действия в районе оккупированного Минска. В дороге бойцы уничтожали членов нацистских карательных подразделений и коллаборационистов, ликвидировали уголовников, устанавливали связь с партизанскими отрядами. Оказавшись на месте, «Мстители», помимо работы в лесах, приступили также к созданию подпольной сети в самом Минске. К ним активно присоединялись местные партизаны.

По словам Ваупшасова, отряд особого назначения стал связующим звеном между Центральным штабом и партизанскими отрядами. Через него передавались боеприпасы, оружие, снаряжение, директивы командования.

Сами бойцы «Градова» пускали под откос эшелоны и уничтожали карательные подразделения СС. Нацисты пытались выйти на отряд через арестованных подпольщиков, которые молчали даже под пытками, и засылали в лес провокаторов, но так ничего и не смогли добиться.

Весной 1943 года численность спецотряда составляла уже около 800 человек, половина из которых относились к разведывательной службе, хотя нацисты верили, что у них в тылу действует 15-тысячная советская группировка. В Минске гремели взрывы на военных предприятиях и в местах массового пребывания гитлеровских офицеров.

Летом 1944 года бойцы «Градова» объединились с частями Красной армии и приняли участие в знаменитом партизанском параде в Минске. Действуя в тылу врага, «Местные» уничтожили около 14 тыс. нацистских солдат и офицеров, совершили 57 крупных диверсий. 5 ноября 1944 года «Градову» было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ваупшасов до лета 1945 года находился в распоряжении наркома государственной безопасности, выполняя его специальные поручения, а затем был назначен начальником чекистской оперативной группы, действовавшей на Дальнем Востоке. После прекращения боевых действий против Японии он помогал гражданской администрации налаживать мирную жизнь в Маньчжурии.

В 1946 году Ваупшасов был назначен начальном 1-го отдела МГБ Литовской ССР.

«Последние выстрелы для меня еще не отзвучали. На территории родной мне Литвы при поддержке иностранных разведок активизировались националистические банды», — писал он в своих мемуарах.

Бывшие гитлеровские коллаборационисты объявили войну мирному населению, настроенному на сотрудничество с советской властью. А Ваупшасов стал одним из ключевых координаторов борьбы с бандитизмом в республике. С одними националистами вели переговоры, других, самых опасных, ликвидировали.

«Наши чекисты справились со всем. Бандитизм был подавлен, а большинство простых литовцев убедились в преимуществах жизни при советской власти», — отметил Игорь Пыхалов.

Ваупшасов вышел в запас в 1954 году. Он снова переехал в Москву, где занялся написанием мемуаров. Умер герой 19 ноября 1976 года. Его имя носят улица в Минске и погранзастава в Калининградской области.

«Ваупшасов — настоящий боец, герой с большой буквы. Он стоял у истоков советских специальных операцией. На примерах таких людей нужно воспитывать новые поколения защитников Родины», — подытожил Игорь Пыхалов.