Айсен Николаев: 95% лесных пожаров в Якутии происходит из-за сухих гроз

Якутия из-за своих больших лесных территорий и климатических особенностей всегда будет в лидерах по лесным пожарам, при этом 95% возгораний происходит из-за сухих гроз. Об этом на деловом завтраке в "Российской газете" рассказал глава региона Айсен Николаев.

Айсен Николаев: 95% лесных пожаров в Якутии происходит из-за сухих гроз
© Российская Газета

Якутия уже несколько лет подряд в лидерах по лесным пожарам в стране. Почему это происходит?

Айсен Николаев: Я скажу такую крамольную, на первый взгляд, вещь. Якутия, наверное, всегда будет лидером по лесным пожарам. Дело в том, что мы занимаем треть лесных территорий Российской Федерации - 250 млн га. Соответственно, когда в России начинается пожароопасный сезон и регионы начинают гореть, даже с точки зрения арифметики не менее трети лесных пожаров должно приходиться на Якутию.

95% лесных пожаров в Якутии происходит из-за сухих гроз

Важно еще учитывать, что в Якутии резко континентальный климат с сухим жарким летом. Наша главная задача в этот период - чтобы из-за лесных пожаров не пострадали люди, объекты экономики, населенные пункты. И конечно, чтобы огонь не распространился на огромные территории. Сегодня ситуацию до прямого ущерба не довели.

У нас есть районы, где два с лишним месяца вообще не было дождей. И конечно, у нас сегодня 95% лесных пожаров происходит из-за сухих гроз. То есть начинается гроза, но сам дождь до земли не долетает, так как стоит очень жаркая и сухая погода. Но молния долетает и, падая на высохшую почву, моментально вызывает огонь. Так как это обычно еще сопровождается сильными ветрами, то пламя распространяется очень быстро.

Сейчас у нас работают на лесных пожарах порядка двух тысяч людей, свыше 200 единиц тяжелой техники. Каждый день десятки самолетов и вертолетов вылетают на борьбу с пожарами. Я думаю, что после 20 августа ситуация будет уже гораздо лучше. И повторения 2021 года, когда у нас несколько миллионов гектаров сгорело, мы не допустим.

Есть ли уже цифры общего ущерба от стихии?

Айсен Николаев: Прямой ущерб экономике посчитать трудно. Лесные пожары происходят в местах, где нет промышленности. Мы тушим для того, чтобы люди дышали чистым воздухом.

У нас огромная лесная территория. Мы с установленными президентом показателями про площади лесных пожаров более-менее справляемся. Но в этом году, скорее всего, чуть-чуть выйдем за нормы плана. Вместе с тем это лето по всем своим параметрам ничуть не уступает 2021 году. Я напомню, что тогда у нас сгорело порядка 8 млн га. Одно село даже частично пострадало, сгорели десятки домов.

Полную версию "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".