Кто такие альбигойцы и какие сокровища хранил ларец Марии Медичи?

В наше время принято считать, что автором, который впервые широко поведал миру средствами кино о мистических культах, тамплиерах, тайнах альбигойцев и сокровищах древних сект, был режиссер и сценарист Джордж Лукас, написавший в 1973 году сценарий к первому фильму про знаменитого Индиану Джонса. Фильму, который в 1981 году снял режиссер Стивен Спилберг.

Кто такие альбигойцы и какие сокровища хранил ларец Марии Медичи?
© Mir24.TV

Однако еще за год до него жанр интеллектуального детективного триллера, замешанного на исторических изысканиях, был освоен в СССР. В 1972 году писатель Еремей Парнов написал роман «Ларец Марии Медичи», по которому был снят одноименный фильм. Герои этого детектива открывают тайну средневековых сокровищ и пускаются в опасные приключения. Фильм «Ларец Марии Медичи» вышел в СССР в 1980 году, когда в Голливуде еще только начали снимать первую серию про Индиану Джонса!

Смотрите детектив «Ларец Марии Медичи» в пятницу, 16 августа, в 20:45 и в субботу, 17 августа, в 10:10 на телеканале «МИР».

Этот фильм, как и последовавший за ним американский приключенческий боевик, смог пробудить широкий интерес к легендам об альбигойцах и к истории христианства в целом. Рассказываем, кто такие альбигойцы и что такое альбигойская ересь. Для этого придется совершить настоящее путешествие во времени, как героям фильма «Ларец Марии Медичи». Ведь в основу фильма положен поход крестоносцев и осада ими оборонительной крепости альбигойцев.

Роман, по которому был снят фильм, стал первым в трилогии «Альбигойские Таинства». Он и сегодня не менее интересен, чем в те годы, в которые эти книги создавались. По сюжету в начале 1970-х годов московская милиция расследует дело о пропаже иностранного туриста. В результате всплывает какой-то древний иноземный ларец. С ним связана тайна, разгадав которую, можно отыскать сокровища, спрятанные крестоносцами.

Кто же они? Еретики, маги или просто средневековые сепаратисты?

Альбигойцы – это религиозное течение, существовавшее в Лангедоке (на юге современной Франции). Название его происходит от города Альби, латин. Аlbiga, где эта секта имела много сторонников. Альбигойство являлось религиозным движением, которое в начале XI века быстро и широко распространилось во Франции. Оно существовало немногим более двух веков и было уничтожено крестоносцами вследствие Альбигойских войн. В чем же суть их религии и что не понравилось Папе Римскому, который послал на расправу с ними крестоносцев?

Даже сейчас некоторые источники пытаются представить альбигойскую ересь как некую аскетическую ветвь христианства. Якобы это был ответ на накопившееся среди верующих раздражение против развращенности пресвитеров римско-католической церкви. В противовес им альбигойцы связывали свои христианские традиции с апостольским христианством. Они стремились к духовному очищению и отказывались от мирских наслаждений, а также – от церковных обрядов и священных текстов. Альбигойцы проповедовали в основном на национальном языке (позже так начали делать лютеране), их церковные иерархи не владели имуществом. В общем, если верить этой версии, то альбигойцы могут показаться обычными христианами, просто слишком продвинутыми в аскезе для своего времени.

Однако все не так просто. Фактически альбигойская ересь вообще не была частью христианства. Альбигойцы исповедовали дуалистическую концепцию о двух равных началах мироздания – добре и зле. Они утверждали, что существуют два основополагающих начала – доброе божество («Бог Нового Завета»), создавший дух и свет, и злое божество («Бог Ветхого Завета») – источник материи и тьмы. То есть они считали, что мир изначально был создан злым началом, да и весь материальный мир рассматривали как источник зла. А вот души людей – это искры божественного света, плененные в телесной оболочке. Причем, признавая Бога Нового Завета, они считали, что все было не совсем так, как написано в этом источнике. По их мнению, Бог света действительно был, но он не был человеком, поскольку материя изначально греховна и поэтому Бог не мог воплотиться в человеческом теле. Следовательно, не было ни Его крестной смерти, ни воскрешения.

Схожие дуалистические религии о двух началах – светлом и темном – исповедовали на Балканах и Ближнем Востоке другие средневековые религиозные движения. Они все вместе представляли ту часть религиозных ересей, которые возникли в результате соприкосновения христианства и восточных религий и постепенно проникли в западную Европу. Помимо этого, историки считают, что «альбигойская ересь» в средневековой Европе была и политическим движением – из разряда тех, которые в XX веке назовут сепаратистскими.

Альбигойцы, как часть более широкого религиозного течения, которое вошло в историю под названием катары, предприняли попытку создать религиозную организацию, влияние и мощь которой грозили уничтожить могущество католической церкви. Причем сразу по трем главным пунктам:

как монополиста в области вероисповедания; как самой могущественной в средневековой Европе политической организации; как коллективного феодала.

Поэтому в 1209 году папа Иннокентий III объявил крестовый поход против альбигойцев.

Альбигойские войны и ларец Марии Медичи

Для подавления еретиков созваны были войска, состоявшие из рыцарей с их свитой, профессиональных солдат и наемников. Ими руководили Симон Монфорт, граф Лейчестерский, в качестве военачальника, и Арнольд Амальрик, аббат Ситосский, в качестве папского легата. Первым крупным военным сражением было взятие города Безъер с населением около 20 тыс. жителей. Легенда гласит, что когда Симон Монфорт спросил, что делать с жителями взятого города и как отличать католиков от еретиков, то папский легат отвечал: «Убивайте всех! Бог разберет своих». В результате город был разграблен, а большинство его жителей перебито. Правда, само войско тут же перессорилось из-за того, кому достанется все награбленное. Наемники первыми заняли дома горожан и стащили туда все, до чего смогли дотянуться. Затем их выгнали из этих домов профессиональные солдаты по распоряжению рыцарей. И те заняли их место. Наемники обиделись и подожгли город.

Вслед за этим опустошительная война велась еще целых 20 лет. Крестоносцы подвергали осаде и брали город за городом. Часть их жителей отправляли на магометанские невольничьи рынки. Но большинство альбигойцев были убиты или вынуждены отречься от своей веры. По некоторым данным, предводители альбигойской религиозной ветви бежали в Италию и позже, вернувшись, пытались возродить свое учение в Лангедоке. Но эти попытки были жестко подавлены инквизицией. Последние тайные альбигойцы исчезли не позднее середины XIV века.

Однако с альбигойцами связано множество страниц в истории, которые со временем обросли тайнами и легендами, до сих пор будоражащими воображение. В частности, о несметных сокровищах, которые осели в распоряжении верхушки альбигойской секты. Ведь альбигойцы проповедовали аскезу. И многие состоятельные граждане, переходы в их веру, жертвовали свое имущество той церкви, которую считали единственно правильной. За века в руках иерархов могло скопиться немало. Якобы существовал некий ларец с несметными сокровищами альбигойцев.

В одной из сцен фильма «Ларец Марии Медичи» говорится, что этот уникальный предмет имел нескольких владельцев, точнее – держателей, переходя от одного к другому, и вторая жена Генриха IV Мария Медичи как раз была одной из них. Удалось ли найти артефакт и почему исчезали искавшие его люди? Смотрите детектив «Ларец Марии Медичи» на телеканале «МИР».