Дело семейное: как семья из Санкт-Петербурга спасает сотни редких балтийских нерп?

10 лет в этом году отмечает Фонд друзей балтийской нерпы. За это время они спасли 200 краснокнижных животных. Волонтеры подбирают ослабленных щенков, выкармливают их, лечат и выпускают на волю. Как началась история любви людей и ластоногих – читайте в нашем материале.

Дело семейное: как семья из Санкт-Петербурга спасает сотни редких балтийских нерп?
© Mir24.TV

Сегодня фонд друзей балтийской нерпы известен во всем Петербурге и Ленинградской области. Но мало кто знает, что сотрудников в нем всего два: муж и жена. Есть еще двое помощников – их маленькие дети.

Единственные в мире девочки…

Ксюша и Лена Алексеевы, наверное, единственные в мире девочки, у которых в домашних питомцах – кольчатые нерпы. Этих животных на планете осталось всего около 6 000.

Иногда они просят у родителей завести еще хомячка или попугая. Но постоянная забота о двух взрослых тюленях отнимает очень много времени и сил.

Возвращенцы

Двое в бассейне – знаменитые Крошик и Шлиссик. Оба проходили реабилитацию в Фонде балтийской нерпы. Их подобрали на берегу случайные прохожие. Животные умирали от голода и ран. Их выкормили и выпустили. Крошик был первым. Он прожил на воле полторы недели. Судя по тому, что в весе не потерял – молодой самец успешно охотился. Но потом тюленю, видимо, стало скучно. А, может, он вспомнил, как хорошо было в фонде, и начал искать общества людей. В сети начали появляться кадры с дружелюбным животным. То он катался на катере с рыбаками, то ел шашлык с туристами на берегу. Потом с кем-то повздорил и укусил обидчика. Тогда было принято решение во избежание эксцессов забрать его домой.

Спустя несколько лет его путь повторил и Шлиссик. Имена, кстати, не случайность – первого нашли недалеко от острова Кронштадт. Второго подобрали под Шлиссельбургом. Теперь постоянная прописка у них на территории центра.

17 лет назад…

В 2024-м Фонд отмечает десятилетие, а началось все в далеком 2007 году. В Ленинградском зоопарке, где работали Елена Андриевская и Вячеслав Алексеев. Там биологи познакомились и сперва влюбились друг в друга. А затем в ластоногих.

«Каждый год приносили люди нерпят, тюленят. И они все погибали. Потому что не было опыта, это специфическая область знаний. Мы стали выяснять причины этого… И узнали, что животные эти в Красной книге. Балтийская нерпа практически исчезла, всего 100 особей осталось. Балтийской нерпы в Финском заливе было около 5000 особей. Мы стали искать команды, к которым можно примкнуть. Думали так – раз редкие животные, кто-то должен ими заниматься. Оказалось, что никто ими не занимается. У нас родилась идея создать вот такую службу поддержки этим животным», – рассказывает основатель Фонда друзей балтийской нерпы Вячеслав Алексеев.

Перового тюлененка выкармливали у себя в квартире – в ванной. Малышка Хита попала к паре весной. С нее и начался отсчет. Это был первый случай в России. Что делать со спасенной краснокнижной нерпой, было непонятно. Биологи обратились в Росприроднадзор и долго ждали пока чиновники решать судьбу ластоногого.

«За это время животное приручилось. Выпускать его осенью было невозможно, поэтому мы построили вольер на берегу Финского залива, где прожили с ней некоторое время. Потом мы поняли, что животное не готово идти в штормовую Балтику. Пришлось ее забрать еще на год. Мы познакомились с замечательными людьми и смогли вырастить ее у них в бассейне на даче», – говорит основатель Фонда друзей балтийской нерпы Елена Андриевская.

Только после этого Хиту выпустили, снабдив предварительно JPS-передатчиком. Он проработал 4,5 месяца. Все это время нерпа плавала в местах, где обычно обитают ее сородичи. В день она проплывала до 40 километров. А значит – животное смогло вновь приспособиться к диким условиям и жить самостоятельно. Это был успех.

Путь добра

Несколько лет пара выхаживала одного-двух зверьков за сезон. Находили друзей с дачами и с бассейнами. В 2013-м центр обзавелся собственной базой. Водоканал Санкт-Петербурга предложил им занять пустующие здания на водоочистной станции. Город выделил деньги на перестройку объекта – закрытый периметр и вдоволь воды. Так фонд обрел свой дом. В этом году здесь поправляли здоровье 30 нерпят.

«Нам предложили на базе Водоканала при поддержке стационарно разместиться вот здесь. Эти помещения были законсервированы. Здесь, видно, автоматизированная станция очистки сточных вод. А эти здания стали не нужны. По нашему проекту, при поддержке городских властей, нам сделали первый в России современный центр. С тех пор мы уже в промышленных масштабах детенышей спасаем», – рассказывает основатель фонда друзей балтийской нерпы Вячеслав Алексеев.

И если Крошику и Шлисику сестры Алексеевы лучшие друзья, то маленьких нерпят они не видят. В семье есть строгое правило – к малышам заходить нельзя. Первая причина санитарная: тюлени находятся на лечении и могут переносить заболевания и паразитов. Вторая – они не должны видеть в человеке друга. Иначе все начнут возвращаться. Успешно выпущенных животных сегодня уже больше двухсот

Писк о помощи

С наступлением августа работа семьи не заканчивается. В местах обитания нерп они организовали исследовательский центр. Вторую половину года биологи проводят на Ладоге. Изучают своих любимых ластоногих. За это время они выяснили основные причины, которые пагубно влияют на популяцию тюленей в регионе.

Первое – это климатические изменения. После холодов нерпам нужно сменить зимнюю шерсть на летнюю. Процесс этот длиться около месяца. В это время животные не могут нырять и охотиться. Потому что в воде им без защиты холодно, вдобавок они теряют вибрисы. Это усы на мордочке. Их хищники используют как локаторы. Обычно ластоногие проводят это время на льду. Но из-за глобального потепления он тает раньше, чем зверьки перелиняют и смогут себя прикормить.

Второе – туристы. Маршруты прогулок на катере проходят в местах, где нерпы обитают и размножаются. Тюленей шум моторов пугает и им становится не до романтики.

Третье - рыбаки. Умные ластоногие сообразили, что охотиться на застрявшую в сетях рыбу намного проще, чем на ту, что удирает при виде хищника. Промысловики этих милых животных буквально ненавидят, сети с объеденными хвостами кого угодно выведут из себя. Фиксировались случаи, когда рыбаки убивали тюленей.

Помощь ластоногим в Петербурге и Ленинградской области очень нужна. И одной семье со всеми проблемами не справиться.