Купить кусочек родины

Каждый гражданин РФ получал не более одного такого чека на руки. Тогда слово «ваучер» знали только специалисты. Ныне же в самом его звучании слышится эмоциональная оценка происходившего: «Вау, как же нас «сделали»...»

Купить кусочек родины
© Вечерняя Москва

В то, что на один ваучер в будущем можно будет приобрести две «Волги», поверили многие, мои родители тоже: сам Чубайс сказал! Смешно и горько вспоминать, как они обсуждали, а не купить ли под автомобили мечты гаражи! От этой глупости их упасло отсутствие денег.

Экономика никогда не была моей лучшей подругой, но во всем происходящем я ощущала какой-то прокисший душок. Так пахнет обман. Да, сначала всех охватил радостный ажиотаж, вскоре сменившийся ощущением падения в пропасть. Кто знает, может, если бы стоимость ваучера не была так занижена, люди не продавали бы свои «кусочки родины» так легко ловкачам всех мастей да «красным директорам». Но «прихватизировали» все так спешно, что никто ни в чем разобраться не успевал. Самое горькое, что, пользуясь отсутствием толковых разъяснений, через подставные фигуры активно скупали ваучеры у обалдевшего населения и иностранцы. Потом за них приобретались акции тех предприятий, что были им интересны, включая объекты оборонки. А потом открывались двери и в советы директоров тех предприятий, поскольку войти туда позволяли сравнительно небольшие пакеты акций…

Когда-нибудь про это снимут непростое кино. Одним из героев его будет, думаю, Владимир Павлович Полеванов — в ту пору председатель Госимущества, разгадавший затеянную его предшественником Чубайсом и командой логику игры с ваучерами. Факт: это Полеванов выгнал из центрального аппарата Госимущества американцев и ряд отечественных радетелей «прихватизации». Но это было сродни борьбе с ветряными мельницами: вскоре он слетел с должности как не поддержавший взятый «курс». «Кусочки родины» превращались в кусищи в руках новых русских, а большинство населения осталось с носом.

Забавно, кстати: разведчик Джонатан Хэй, работавший с Анатолием Чубайсом в плотной связке, а также пара его коллег проходили чуть позже по делу об использовании служебного положения в целях личного обогащения. Иными словами, Хэй запустил руку в те доллары, которые американцы выделили на нашу приватизацию.

Кто и куда вложил свой ваучер, многие уже и не помнят. История с приватизацией могла бы быть другой, но вы же все помните про сослагательное наклонение… Остался стыд.