В Ростовской области третьи сутки горит топливная база
По прошествии трех дней с момента возгорания резервуаров на топливной базе у Пролетарска можно сделать вывод, что пожар если и получается локализовать, то лишь местами и с большим трудом. Группировка пожарных выросла за это время в десять раз. Как сообщил глава администрации Пролетарского района Валерий Горнич, с огнем борются более 500 человек, десятки уже обратились за медпомощью. Планируется задействовать авиацию — четыре Ил-76. Из-за сильного жара пожарные машины даже не могут подъехать вплотную.
Горнич отметил, что горят емкости с дизтопливом, угрозы взрыва нет, людям также угрозы нет, эвакуации не предвидится. А губернатор Ростовской области Василий Голубев уточнял, что пожар начался в ночь на 18 августа после падения обломков беспилотника. Сначала речь шла о локальном пожаре, теперь есть данные о возгорании 20 резервуаров из 74. Площадь пожара достигла 10 тысяч квадратных метров.
Ликвидация возгорания такого типа крайне сложна, говорит ведущий эксперт Фонда пожарной безопасности Константин Кузнецов:
Константин Кузнецов ведущий эксперт Фонда пожарной безопасности «Нефтебаза после атомного реактора — самое сложное в организации тушения. Нефть водой не тушат, нефть тушат пеной, которая не дает пожару распространяться, но пока не выгорит тот объем, возгорание которого уже произошло, потушить пожар очень редко удается. Эффект тушения заключается в том, что пена обволакивает место пожара и не дает кислороду проникать к очагу горения, таким образом идет определенное затухание, но из-за огромной термической нагрузки пена растворяется, улетучивается. Очень сложный процесс тушения, поэтому на нефтебазах существует специальная система, которая охлаждает резервуар, чтобы стенки резервуара не оплавились и объем нефти не выплеснулся наружу. На нефтебазах, как правило, присутствуют собственные пожарные расчеты, чтобы локализовать возгорание как можно скорее».
В соцсетях появились спутниковые снимки окрестной территории Пролетарска, где зафиксировано, как утверждается, то самое возгорание топливных хранилищ. Речь об обширной промзоне в 2 километрах от города — резервуары там размещены довольно плотно друг к другу. Есть предположения, что речь идет о комбинате «Кавказ» «Росрезерва». Однако подтверждений достоверности этих снимков нет.
Практически вся деятельность «Росрезерва» строго засекречена. Неизвестны точные объемы хранилищ и объемы накопленных запасов. Засекречены также локации «Росрезерва» — на картах они не отображаются. Известно, что «Росрезерв» хранит запасы на экстренные случаи: эпидемии, стихийные бедствия, неурожаи и прочие черные дни. Список товаров, опять же, засекречен. Примерный перечень можно представить, если основываться на группах товаров, участвующих в торгах. Там все — от лекарств и продуктов до энергоресурсов, транспорта и компьютерного оборудования. «Росрезерв» — экстренный запас, он не используется в привычных рутинных мероприятиях. Топливом из этих хранилищ не заправляют комбайны для сбора урожая, и его не отправляют на гражданские АЗС.
На фото и видео, которые публикуют очевидцы, можно предположить, что горят стандартные топливные резервуары РВС-5000, то есть емкости на 5 тысяч кубометров, говорит независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «В одной цистерне действительно порядка 5 тысяч кубических метров дизельного топлива, и если брать все эти цистерны, то получается, что порядка 85 тысяч тонн сейчас находится в процессе возгорания. За 2023 год было переработано порядка 85 млн тонн. То есть сейчас горит 0,1% от объема производства, который РФ выпускает за год. Если в деньгах оценивать по оптовым ценам, которые дают НПЗ, сейчас находятся в процессе возгорания порядка 3,8 млрд рублей дизельного топлива».
А еще на кадрах видно, что цистерны ничем не были прикрыты. Конечно, речь не идет о каком-нибудь саркофаге, как на Чернобыльской АЭС, но нет даже простой сетки-рабицы, которая натягивается поверх емкостей и не позволяет пройти беспилотникам. Эксперты не исключают, что раз ЧП на нефтяных и топливных объектах происходят теперь регулярно, контрольные ведомства разработают поправки к требованиям безопасности и простейшие заграждения могут скоро стать обязательными.