Как остановить массовую гибель пчел в Мордовии?

В Мордовии пчелиный мор в случае массовой гибели насекомых медоносцев зафиксировали как минимум в пяти районах, где уже не досчитались около двух тысяч пчелосемей. Почему гибнут пчелы и как этому помешать, телеканалу «МИР 24» рассказал председатель Союза пчеловодов России Валерий Капунин.

По данным регионального Минсельхоза, в Мордовии насчитывается около 17 тысяч пчелосемей. Гибель нескольких тысяч – насколько это серьезная потеря для местного пчеловодства?

Это довольно критичная потеря, потому что, если вспомнить о том, что пчелы – это не только мед, но и их важнейшая и главнейшая задача – опыление сельскохозяйственных культур. На опыление одного гектара культур требуются две пчелосемьи. Давайте посчитаем, сколько гектаров после гибели вот такого количества пчелосемей, которые вы озвучили, будут обделены урожаем. И не надо забывать, что мы горюем, когда погибла наша любимая собачка или кошечка. А почему-то очень не многие берут в расчет, что гибель пчел – это целая трагедия для огромного отряда пчеловодов. Погибли его любимые пчелы. Даже не знаю, как назвать – насекомыми их не назовешь. Их отнесли к отряду животноводства, но тоже, какие это животные? Это даже больше, чем члены семьи для каждого пчеловода.

В гибели своих подопечных пчеловоды винят аграриев. Они уверены, что посевы рапса и гороха обрабатываются неправильно. Как именно?

Тут существует целая масса нарушений, которые допускают земледельцы. Почему-то только их называют аграриями, а мы же тоже в аграрном секторе, мы тоже товары-сельхозпроизводители и тоже аграрии, в значительной степени. Так вот, есть инструкции, как правильно применять эти ядохимикаты, которые они используют в качестве средств защиты своих растений, а эти инструкции сплошь и рядом нарушаются. Есть Федеральная государственная информационная система, их даже несколько, которые призваны к тому, чтобы контролировать использование тех или иных ядохимикатов, которые применяются. Но фермер или аграрий, как вы сказали, указывает там один вид ядохимикатов, наименее опасный для пчел и для окружающей среды, а применяет очень ядовитое средство, и это одно из главных нарушений.

Насколько я знаю, об обработке полей пчеловодов нужно предупреждать заранее, и делать это в дневное время запрещено.

Да. У нас, к сожалению, огромный пробел в законодательстве, когда аграрий имеет возможность и полное право предупредить, например, в марте месяце в районной газете, что он, условно говоря, с такого-то числа мая и по сентябрь будет обрабатывать свои зеленые насаждения. А пчеловод заинтересован в том, чтобы его предупредили, условно говоря, не позднее, чем за три дня желательно, ну и не раньше, чем за десять дней. Вот этого мы сейчас добиваемся, чтобы такая норма была применена законодателями.

Владельцы пчел уже подали коллективные заявления в Россельхознадзор. Пострадавшими себя считают более 40 человек. Пробы рапса отправили на исследование. В трех из них обнаружили фипронил. Можете пояснить, что это за вещество?

Это очень ядовитое вещество, ядохимикат. От него гибнет все живое, причем в значительной округе. Кроме фипронила, применяются еще и другие не менее ядовитые вещества. Если раньше, где-то в 1960-х годах, у нас в стране было запрещено широкое применение дуста, ДДТ и гексахлорана, то вот эти вещества, которые вы назвали, фипронил, их ядовитость и вредность в десятки тысяч раз мощнее, чем того же самого дуста гексахлорана. Практически сразу же погибнет определенное количество пчелосемей. Вместе с ними погибнет и определенное количество насекомых, мелких грызунов. По интернету гуляют кадры, когда косуля, к мелким животным ее не отнесешь, наевшись отравленной травы, идет, начинает спотыкаться, в конечном итоге в конвульсии погибает. Вскрытие показывает, что как раз вот такие ядовитые вещества ее и погубили. А, заглядывая вперед, это грозит вообще-то засорением нашей почвы и приведением ее со временем в абсолютную негодность.

А чем аграриям грозит использование таких веществ? Могут ли их за это серьезно наказать?

Если грамотно подойти, собрать пробы, созвать комиссию, составить грамотно акт, отправить в нужную лабораторию и привлечь Россельхознадзор, прокуратуру, в данном случае республиканскую, и обратиться в суд, то у нас по стране уже множество примеров, когда в разных регионах пчеловоды выигрывают суды и получают миллионные компенсации за гибель своих пчел. И это еще может грозить предупреждением и приостановкой деятельности того или иного фермера на несколько месяцев. Это для них довольно существенное наказание.

Местные пчеловоды настаивают, что единственный способ избежать гибели пчел – это обработка полей биологическими препаратами. Согласны?

Все больше и больше регионов включаются в программу применения биологических средств защиты. И это обходится им дешевле, чем тем, кто применяет ядохимикаты. Это действует эффективнее и практически не наносит никакого ущерба ни пчелам, ни окружающей среде, природе и экологии. Есть, правда, определенный вид сельскохозяйственных вредителей, с которыми пока биологические средства защиты не справляются. Или просто они не придуманы пока. Тогда без ядохимикатов не обойтись. Но и здесь надо действовать очень тщательно, аккуратно и с соблюдением всех мер безопасности и не стремиться применять ядохимикаты первого, второго класса опасности. Они неспроста отнесены к категории очень опасных ядовитых веществ тогда, когда можно обходиться, условно говоря, третьим, четвертым классом опасности.

А почему аграрии чаще отдают предпочтение именно ядовитым веществам?

Понимаете, у нас же специально фермеров нигде не готовят и не готовят из них агрономов. Они иногда не знают таких простых понятий как севооборот, например. Я не хочу обидеть всех фермеров и всех аграриев, но с этим мы сталкиваемся сплошь и рядом. И многие из них просто не знают и им кажется, чем они более ядовитое и сильнодействующее вещество применят, тем лучше они спасут свое урожай. О последствиях они не думают, потому что страдают в конечном итоге и их собственные родственники, и дети, и все те, кого я перечислил ранее, повторять не буду.

На какую помощь могут рассчитывать пчеловоды в такой ситуации массовой гибели пчел? Куда им нужно обращаться за поддержкой?

У нас, к сожалению, пчеловоды – единоличники, но это понятно, так как их труд, их жизненная философия, их образ жизни как раз и вынуждает их работать в одиночку. Но первая рекомендация – это в любом случае объединяться хотя бы в районные какие-то общества пчеловодов. У нас есть областные и в частности наш союз пчеловодов России. Мы оказываем существенную помощь пчеловодам – членам нашего союза. У нас есть юридический комитет или комитет по оказанию правовой помощи пчеловодам, когда наши юристы помогают им правильно, грамотно составить исковые заявления, подать их в суд и выиграть в конечном итоге судебный процесс и получить компенсацию.