«С благодарностью от императора»: рассказываем историю дома с уникальным фасадом в Нижнем Новгороде
Доходный дом, чайная «Столбы» или библиотека имени Рочдельских пионеров – дом купца Федора Переплетчикова известен всем нижегородцам. Сейчас в нем запланирована реконструкция – здание планируют полностью восстановить. Но почему его прозвали «Столбы» и какое отношение к этому имеет писатель Максим Горький? Давайте разбираться вместе.
Здание с колоннами на улице Кожевенной появилось в середине XIX века. Заказчиком выступил нижегородский купец Федор Переплетчиков. Он был достаточно известен: трижды избирался городским главой, занимался благотворительностью.
Автором проекта стал архитектор Георг Кизеветтер. Он разработал проект дома, но без сметы – владельцы хотели возвести здание своими силами.
Так, в январе 1837 года Переплетчиков обратился в Нижегородский строительный комитет с просьбой о сооружении «трехэтажного на погребах дома» с двумя флигелями по сторонам. Проект был выслан в Санкт-Петербург на высочайшее утверждение. Однако Федор Петрович неправильно оформил землю в собственность, поэтому архитектурные разработки, не рассматривая, вернули назад.
В феврале 1838 года Переплетчиковы разобрались с «владенным указом» и снова подали прошение, проект выслали в столицу. 26 марта 1838 года он был утвержден Николаем I, предписавшим: «Кизеветтеру объявить монаршее удовольствие за красоту его фасада».
А посмотреть действительно было на что. На ризалитном центральном выступе цокольного этажа расположились шесть колонн. Они были очень высокие – доставали до самых верхних этажей. При этом квадровая рустовка и меандровый межэтажный пояс служили объединяющим элементом фасада.
Строительство началось летом 1838 года, а официально завершилось в конце 1839-го: историки отмечают, что тогда дом значился в числе возведенных, хотя «наружная и внутренняя отделка еще продолжались».
Но уже 16 мая 1844 года в здании случился пожар: интерьеры были повреждены, треснули межэтажные балки. Однако силами Кизеветтера здание удалось восстановить по прежнему фасаду: все бумаги хранились у него.
Незадолго до своей смерти купец завещал дом городу с условием, что доходы от него будут использоваться только в благотворительных целях. Поэтому в 1845 году было решено устроить там постоялый двор.
Но уже через шесть лет дом после очередного пожара приобрел меценат и пароходчик Д. В. Сироткин, чтобы совсем скоро оставить его новым обитателям, притом не самого знатного происхождения.
Новый владелец предложил Максиму Горькому открыть в здании дневное пристанище для безработных. Обычно босякам приходилось сидеть по трактирам, чьи владельцы зимой распоряжались ими как дешевой рабочей силой. Сказано – сделано. Денег на обустройство, кстати, дал Николай Бугров – тот, что также организовал ночлежку для босяков поблизости.
Так, чайная открылась 21 ноября 1901 года. Посетители прозвали этот дом «Столбы» за необычный фасад с колоннами.
Кстати, в воспоминаниях Горького осталась такая запись:
«Мы сняли помещение, где люди могли сидеть в тепле, давали им порцию чая за две копейки, фунт хлеба, организовали маленькую библиотеку, поставили пианино и устраивали в праздничные дни концерты, литературные чтения. Наше пристанище с утра до вечера было набито людьми, а «босяки» чувствовали себя подлинными хозяевами его, сами строго следили за чистотой и порядком».
Говорят, что место пользовалось бешеной популярностью: в небольшую чайную набивалось до 500 человек!
Интересно, что на входе висел плакат:
«Спирт есть такой же яд, как мышьяк, как белена, как опий и как множество других веществ, убивающих человека. Когда народ пожелает, он сумеет довести дело до того, что водку будут брать только по рецептам докторов из аптек. Тогда у нас будет больше света и больше счастья».
И еще один факт о здании – именно этой чайной вдохновлялся Максим Горький, когда писал свою знаменитую повесть «На дне».
Так заведение просуществовало до 1917 года. Потом здесь открыли библиотеку имени Рочдельских пионеров, а после 1935 года – обустроили коммунальные квартиры с одним общим туалетом на этаже.
Их расселили только в 1982-ом, и здание передали под офисы. Кстати, на момент переезда в каждой комнате было прописано по 4-5 семей.
Сейчас помещения здания сдаются в аренду. Популярностью не пользуются: все дело в их техническом состоянии. Но уже в феврале этого года Агентство по сохранению и развитию исторической среды сообщило, что бывшие «Столбы» ждет реконструкция. Проект уже подготовлен, Управление госэкпертизы по Нижегородской области выдало положительное заключение на документацию по восстановлению облика дома.
Во время работ планируется вернуть дому подлинный исторический облик, ценные исторические материалы и конструктивные системы.
Фото: Wikimedia Commons/Olga-lisenkova (CC BY-SA 4.0), Wikimedia Commons/ Olga-lisenkova (CC BY-SA 4.0)