Войти в почту

Биография маршала Родиона Малиновского. Как генерал Малиновский повернул ход Великой Отечественной войны

Дважды Герой Советского Союза маршал Родион Малиновский является одним из выдающихся советских полководцев времен Второй мировой войны. После войны военачальник стал министром обороны СССР, оставаясь на высшем военном посту до самой смерти. «Лента.ру» вспоминает боевой путь полководца.

Биография маршала Родиона Малиновского. Как генерал Малиновский повернул ход Великой Отечественной войны
© Lenta.ru

Ранние годы

Будущий военачальник родился 23 ноября (по новому стилю) 1898 года в Одессе в неполной семье. Мать — Варвара Николаевна Малиновская родила сына вне брака от некоего Якова (Янкеля или Якима), который, по одним данным, был землемером, по другим — сапожником, по третьим — полицмейстером. Своего отца Родион не знал.

В 1911 году мальчик закончил церковно-приходскую школу в селе Клищево (ныне Винницкая область Украины), после чего до 1914-го трудился батраком, весовщиком, работал подручным в галантерейном магазине.

Участие в Первой мировой войне

Побег на войну

С отчимом отношения у парня не сложились и с началом Первой мировой войны, в августе 1914-го 15-летний Родион отправился на фронт вместе с эшелоном 256-го Елисаветградского пехотного полка 64-й пехотной дивизии.

По малолетству парня хотели отправить домой, но он уговорил командование и в итоге был зачислен подносчиком патронов в пулеметную команду 256-го Елисаветградского пехотного полка. 14 сентября 1914 года 64-я пехотная дивизия приняла боевое крещение на берегу реки Неман.

Первая боевая награда

Позднее Малиновский вспоминал:

Начались ожесточенные бои. Бывало, бегут солдаты к своим окопам, падают на землю по команде «Ложись» — и тут же засыпают. «Впере-ед!» — кричит унтер-офицер. Солдаты не поднимаются. А если и поднимаются, то с отчаянной мыслью: скорее бы убило, что ли. Голод и усталость довели людей до крайнего перенапряжения сил. Эти бессмысленные бои так глубоко запали в память тех, кому посчастливилось уцелеть, что их не вытравить даже временем

В июле 1915 года Родион Малиновский, будучи уже наводчиком пулемета, получил свою первую боевую награду — Георгиевский крест IV степени. В октябре 1915-го молодой солдат был тяжело ранен двумя осколками в спину и одним — в ногу. После излечения в госпитале уже в чине ефрейтора как отличный пулеметчик Малиновский в составе Русского экспедиционного корпуса был направлен во Францию, на Западный фронт.

В составе русских частей во Франции

17 апреля 1917-го Малиновский был серьезно ранен и едва не потерял руку, которую спасли британские врачи. После подавления мятежа русских солдат экспедиционного корпуса, требовавших от французских властей отправить их на родину, русские части были расформированы и, вылечившись, Малиновский записался в Русский легион чести Марокканской дивизии французской армии.

В сентябре 1918 года отличился при прорыве линии Гинденбурга, получив французскую награду в виде Военного креста с серебряной звездочкой, а также Георгиевский крест III степени.

В приказе отмечалось:

В бою 14 сентября 1918 года при прорыве «линии Гинденбурга» личным примером храбрости, командуя взводом пулеметов, увлек за собой людей, прорвался в промежутке между укрепленными гнездами противника, утвердился там с пулеметами, чем способствовал решительному успеху по овладению сильно укрепленной траншеи третьей «линии Гинденбурга»

В Русском легионе чести Малиновский дослужился до сержанта, но после окончания Первой мировой войны решил вернуться в Россию. Вместе с группой однополчан в августе 1919-го он отплыл из Франции во Владивосток, до которого добрался только в октябре.

Участие в Гражданской войне

Дальше он начал пробираться на запад и под Омском был задержан красноармейцами, которые его едва не расстреляли, заподозрив в нем иностранного шпиона из-за французских наград и документов. В штабе 27-й стрелковой дивизии РККА разобрались и в ноябре 1919-го Малиновский вступил в ряды Красной армии в должности инструктора пулеметного дела 240-го полка соединения.

Воевал с колчаковскими войсками, пока в феврале 1920 года не заболел тифом и долго лечился. Обучался в школе по подготовке младшего комсостава 35-й отдельной стрелковой бригады, после чего в декабре 1920-го был назначен командиром пулеметного взвода, а затем начальником пулеметной команды 309-го, а затем 104-го полков 35-й стрелковой дивизии. Стал сначала помощником, а с ноября 1923-го — командиром батальона 243-го полка 81-й стрелковой дивизии.

Военная карьера

В 1927 году молодой комбат был направлен на учебу в Москву в Военную академию имени М. В. Фрунзе.

При этом командир полка так аттестовал Малиновского:

Обладает твердой командирской волей и энергией, дисциплинирован и решителен в своих действиях. С твердостью и строгостью по отношению к подчиненным умело совмещает элемент товарищеского подхода и выдержанности. Военного образования не имеет, является в этой области талантом-самоучкой. Благодаря своему упорству и настойчивости путем самоподготовки приобрел необходимые знания в военном деле

После окончания академии в 1930 году Малиновский служил помощником начальника оперативного отдела штаба Северо-Кавказского военного округа, с февраля 1931 по январь 1935 года был помощником начальника 3-го сектора оперативного отдела, а затем начальником 2-го сектора оперативного отдела штаба Белорусского военного округа.

10 января 1935-го был назначен начальником штаба 3-го кавалерийского корпуса. После введения персональных воинских званий в Красной армии 28 ноября 1935 года Малиновский стал полковником. 19 июня 1936-го перешел на должность помощника инспектора кавалерии Белорусского военного округа.

Участие в Гражданской войне в Испании

Как командир, имеющий опыт войны на Западе, к тому же знающий французский и испанский языки, в январе 1937-го Малиновский в качестве военного советника был направлен в Испанию, где разгорелась гражданская война, на помощь республиканским частям.

Взяв псевдоним «колонель (полковник) Малино», Малиновский разрабатывал боевые операции против франкистов. При этом ему пришлось доказывать республиканским военным, что он не трус. Так, командир одной из испанских дивизий Энрике Листер устроил советскому гостю своеобразный экзамен, встретив Малиновского под обстрелом своего командного пункта.

Малиновский вспоминал:

У генерала вид человека, совершающего послеобеденный моцион, я тоже показываю, что пули беспокоят меня не более чем мухи. Я никогда не был сторонником показной храбрости и тогда, на командном пункте, понимал, что наша рисовка друг перед другом совсем ни к чему. Но что поделаешь, разумная осторожность могла уронить меня в глазах этого храброго человека

В должности командира корпуса

За свою боевую деятельность в Испании Малиновский был награжден орденами Ленина и Красного знамени. В мае 1938 года он вернулся в СССР, а 15 июня 1938-го ему было присвоено звание комбрига. С сентября 1939 по март 1941 года Малиновский был старшим преподавателем в Военной академии имени М. В. Фрунзе. 4 июня 1940-го он был произведен в генерал-майоры.

В марте 1941 года генерал Малиновский был назначен на должность командира 48-го стрелкового корпуса в Одесском военном округе. В начале Великой Отечественной войны в должности командира 48-го корпуса участвовал в тяжелых оборонительных боях на реке Прут.

Командующий Южным фронтом генерал-полковник Яков Черевиченко дал такую оценку действиям Малиновского:

Тверд, решителен, волевой командир. В сложных условиях боя руководил войсками умело, а на участке, где создавалась тяжелая обстановка, появлялся сам и своим личным примером, бесстрашием и уверенностью в победе воодушевлял войска на разгром врага. В течение месяца войны части корпуса Малиновского бессменно вели упорные бои с превосходящими силами противника и вполне справились с поставленными перед ними задачами

Участие в Великой Отечественной войне

Малиновский был назначен командующим Резервной армией Южного фронта, переименованной 25 августа 1941 года в 6-ю армию. 9 ноября 1941 года Малиновскому было присвоено звание генерал-лейтенанта, а 25 декабря он возглавил Южный фронт.

Летом 1942 года вермахт нанес поражение войскам Юго-Западного фронта и перешел в стратегическое наступление на Кавказ и Сталинград.

Председатель Государственного комитета обороны СССР, нарком обороны страны Иосиф Сталин сообщил Малиновскому:

Юго-Западный фронт не в состоянии отразить продвижение противника главным образом потому, что руководство фронта лишено связи с частями и несколько дезорганизовано. Так дальше продолжаться не может. Мы считаем своевременным армии Южного фронта и армии Юго-Западного фронта объединить в Южный фронт под вашим командованием с общей протяженностью линии фронта от Ростова до Дона в районе Вешенской

Однако немцы, обладая превосходством в танках и авиации, продолжали наступление. 24 июля 1942 года советские войска оставили Ростов-на-Дону. Противник подошел к Северному Кавказу.

28 июля 1942-го был обнародован приказ наркома обороны под номером 227, получивший в отечественной историографии название «Ни шагу назад!» В частности в нем отмечалось: «Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамена позором».

Участие в Сталинградском сражении

Южный фронт был расформирован, а Малиновский был назначен командующим Донской группой войск Северо-Кавказского фронта (в составе 12-й, 37-й и 51-й армий). Ослабленные в предыдущих боях армии Донской группы не смогли отбросить врага за Дон и прочно удерживать Ворошиловск (ныне Ставрополь). В августе 1942-го Малиновский с понижением был назначен командующим 66-й армией, действующей севернее Сталинграда.

В октябре-ноябре 1942 года Малиновский занимал должность заместителя командующего Воронежским фронтом. В ноябре 1942-го стал командующим 2-й гвардейской армии и в декабре того же года вместе с соединениями 5-й ударной и 51-й армий отразил попытку немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Эриха фон Манштейна прорваться к окруженной в районе Сталинграда 6-й полевой армии генерала Фридриха Паулюса.

Освобождение Украины

2 февраля 1943 года Малиновский был назначен командующим Южным фронтом (второго формирования), 12 февраля ему было присвоено звание генерал-полковника, а 14 февраля его войска освободили Ростов-на-Дону. Таким образом военачальник полностью реабилитировался после прошлогоднего поражения. Был награжден орденом Суворова I степени.

В марте 1943-го Малиновский возглавил Юго-Западный фронт, переименованный 20 октября 1943 года в 3-й Украинский. Войска Малиновского очистили от неприятеля Запорожье, успешно провели Никопольско-Криворожскую операцию, освободили Николаев и родной город Малиновского, Одессу. 28 апреля 1944-го Малиновскому было присвоено звание генерала армии.

В мае 1944 года военачальник стал командующим 2-м Украинским фронтом. Вместе с объединениями 3-го Украинского фронта летом 1944-го в ходе Ясско-Кишиневской операции войска Малиновского нанесли поражение дивизиям германской группы армий «Южная Украина», очистили от врага Молдавию, заставили Румынию выйти из союза с Германией и объявить ей войну. 10 сентября 1944 года Малиновскому было присвоено звание маршала Советского Союза.

К концу сентября 1944 года войска 2-го Украинского фронта практически полностью очистили от немцев Румынию, в октябре в ходе Дебреценской операции Малиновский нанес противнику серьезное поражение в восточной Венгрии и вышел на ближние подступы к Будапешту.

Битва за Будапешт

Малиновский попросил Сталина дать ему пять дней на переброску танковых соединений, в частности, 2-го и 4-го гвардейских механизированных корпусов, чтобы усилить 46-ю армию, вождь же настаивал на немедленном наступлении.

Малиновский доложил:

Если немедленно перейти в наступление, то 46-я армия ввиду недостатка сил не сможет развить удар, она неминуемо ввяжется в затяжные бои на самых подступах к венгерской столице. Короче говоря, она не сумеет овладеть Будапештом с ходу

На это Сталин ответил: «Ставка не может предоставить вам пять дней. Поймите, по политическим соображениям нам надо возможно скорее взять Будапешт. Я вам категорически приказываю завтра же перейти в наступление на Будапешт!»

В итоге прав оказался Малиновский: ослабленные войска не смогли сходу взять столицу Венгрии, а бои вылились в крайне ожесточенное сражение за Будапешт, которое продлилось до 13 февраля 1945 года, когда соединениям 2-го Украинского и 3-го Украинского фронтов удалось окружить и уничтожить 188-тысячную немецко-венгерскую группировку.

2-й Украинский фронт в конце войны

После этого войска 2-го Украинского фронта успешно провели Венскую наступательную операцию, разгромив немецкие войска в Австрии. 26 апреля 1945 года Малиновский получил высший полководческий орден «Победа». На заключительном этапе Великой Отечественной войны армии Малиновского успешно участвовали в Пражской наступательной операции, внеся свой вклад в окончательный разгром вермахта.

Служба на Дальнем Востоке

После капитуляции нацистской Германии с июля по октябрь 1945 года маршал Малиновский командовал войсками Забайкальского фронта, нанеся в ходе войны с Японией главный удар по 700-тысячной императорской Квантунской армии.

Малиновский отмечал:

Изумление и страх охватили командование и штаб Квантунской армии. Ведь они считали немыслимым, чтобы в отрыве на тысячу километров от железной дороги, через бескрайние степи монгольской пустыни и дикий Большой Хинган можно было провести такую ударную группировку войск и бесперебойно питать ее всем необходимым для продолжения решительного наступления вглубь Маньчжурии

За решающий вклад в стратегический разгром противника на Дальнем Востоке 8 сентября 1945 года Малиновский был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945-1947 годах Малиновский возглавлял войска Забайкальско-Амурского военного округа, в 1947-1953 годах был главнокомандующим войсками Дальнего Востока, а затем руководил Дальневосточным военным округом. С марта 1956 по октябрь 1957 года маршал командовал Сухопутными войсками страны в ранге заместителя министра обороны СССР.

На посту министра обороны СССР

С октября 1957 по март 1967 года Малиновский был министром обороны Советского Союза, сменив на этом посту маршала Георгия Жукова. На Октябрьском пленуме ЦК КПСС 1957 года, где обсуждался вопрос о бонапартистских замашках Жукова, Малиновский выступил с его критикой.

Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев отмечал:

Конечно, общесоюзный и мировой авторитет Малиновский имел ниже, чем Жуков. С другой стороны, маршал Малиновский отлично зарекомендовал себя во время войны и был неслучайной личностью в военной сфере. Жукову в личном плане он уступал по энергии, напористости, обладая спокойным, несколько медлительным характером. Но он не уступал ему по вдумчивости

Министр обороны увлекался игрой в шахматы. 22 ноября 1958 года, к своему 60-летию Малиновский стал Дважды Героем Советского Союза.

Жуков не простил поведения Малиновского на Октябрьском пленуме.

29 мая 1963 года Хрущев получил докладную записку от председателя КГБ CCCР Александра Шелепина о результатах прослушки бесед Жукова. В ней отмечалось:

В разговоре с одним из своих сослуживцев по армии Жуков следующим образом отозвался о Малиновском Р. Я.: «Это хитрый человек, он умеет подхалимничать. Он никогда слова против не скажет. «Слушаю». «Есть». Он свое мнение прячет далеко и старается угодить. А такие сейчас как раз и нужны

Во время заговора против Хрущева, закончившегося его отстранением от власти в октябре 1964 года Малиновский не оказал ему поддержку и сохранил свой пост при Генеральном секретаре ЦК КПСС Леониде Брежневе.

В должности министра обороны Советского Союза Малиновский внес большой вклад в укрепление ракетно-ядерных сил стратегического назначения, при этом, выполняя директиву партийных органов, провел массовое сокращение Вооруженных сил СССР.

Крайне мало интересовался делами космоса. Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов генерал Николай Каманин негативно отзывался об этой стороне деятельности министра обороны.

В своем дневнике Каманин написал 13 сентября 1962 года: «Малиновский отказал, заявив буквально следующее: "Корабли "Восток" не имеют военного значения, принимать на вооружение и заказывать их мы не будем, пускай этим занимается Военно-промышленная комиссия". История повторяется: ровно 50 лет тому назад примерно так же царские генералы оценивали военное значение самолетов».

18 марта 1963 года состоялось заседание секретариата ЦК КПСС под руководством Фрола Козлова, на котором рассматривался вопрос о женском космическом полете и о программе использования четырех новых «Востоков». Конструктор Сергей Королев предложил поручить Военно-воздушным силам страны заниматься приемкой и пуском космических кораблей. Его поддержал главком ВВС, главный маршал авиации Константин Вершинин.

Малиновский промолчал, но при выходе из здания ЦК, крепко выругавшись, со злобой заявил Вершинину: «Куда ты высовываешься — он с тебя штаны снимет, а на кой черт нам нужен этот космос!» Пообщавшийся через несколько дней с Малиновским Королев сказал Каманину: «Ваш шеф жутко настроен к космосу, я вам не завидую».

Каманин в своем дневнике по поводу Малиновского и его первого заместителя маршала Андрея Гречко с горечью сетовал:

Пехота даже в атомный и космический век остается пехотой и дальше поля боя свое рыло поднять просто неспособна. Я зол не на наших замечательных пехотинцев, а на их ограниченных руководителей, которым, к сожалению, подчинена авиация и космонавтика. Уже более двух лет мы пытаемся убедить министра в необходимости снять путы с космонавтики, но все наши усилия разбиваются о тупое равнодушие Малиновского

В частности, министру обороны не понравилось стремление ВВС в лице Каманина взять на себя всю ответственность за космические полеты. Он отказал в создании специального управления, посчитав, что Королев, если что случится, будет утверждать, что когда он руководил, все было в порядке, а вот когда взялись военные, то начались происшествия.

Не изменил Малиновский своего мнения даже тогда, когда за приоритет ВВС в космосе высказались четыре главкома из пяти и Генеральный штаб во главе с маршалом Сергеем Бирюзовым.

Личная жизнь и дети

В Иркутске Малиновский познакомился с преподавательницей французского языка Ларисой Николаевной, в августе 1925 года они поженились. В браке родились трое сыновей: Геннадий (в детстве умер от менингита), Роберт, впоследствии ставший доктором технических наук, Эдуард, чья жизнь была связана с преподаванием музыки. Летом 1942 года Малиновский познакомился с 28-летней вольнослужащей армейского банно-прачечного комбината Раисой Яковлевной Кучеренко, в замужестве Гальпериной, в 1946 году развелся с первой женой и повторно женился. В 1946-м у супругов родилась дочь Наталья, ставшая впоследствии филологом-испанистом, Малиновский усыновил Германа — сына Раисы Яковлевны от первого брака.

Награды и смерть

За свою боевую деятельность Малиновский был награжден двумя Золотыми звездами Героя Советского Союза, орденом «Победы», пятью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, многочисленными медалями и иностранными орденами, наградным пистолетом «Браунинг».

В 1966 году у Малиновского обнаружили рак поджелудочной железы и после военного парада 7 ноября 1966-го положили в госпиталь. 31 марта 1967 года Родион Малиновский скончался в возрасте 68 лет. 3 апреля прах военачальника был захоронен у Кремлевской стены в Москве.

Значение личности маршала Малиновского

В самый критический момент Сталинградской битвы 2-я гвардейская армия Малиновского не пропустила танки Манштейна к окруженной армии Паулюса, до которой оставалось не более 45 километров по голой заснеженной степи. В итоге победа Красной армии под Сталинградом стала поворотной точкой в Великой Отечественной войне, приведя в итоге к разгрому нацистской Германии.