"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 88-я: "Пушечка"

Фильм о подвиге старшего сержанта Николая Сиротинина

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 88-я: "Пушечка"
© Реальное время

Смотрим картину "Пушечка" (16+) — фильм Татьяны Литовец, известной нам по музыкальному оформлению работ мужа и коллеги Сергея Литовца. Ленту сняли по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии России. Получился короткий и пронзительный эпизод времен Великой Отечественной войны.

Хроника и одинокий солдат

События происходят летом 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны, когда 4-я танковая дивизия прорывается к белорусскому городу Кричеву. Авторы картины воспроизводят эту историю с трех точек зрения.

Офицер немецкого вермахта говорит на родном языке, под субтитры. Он вспоминает, как его однополчанин Хайнц утверждал, что завтра весь мир будет стоять на коленях. А вскоре он умирает, ему было 19 лет.

Под кадры кинохроники из архивов РГАКФД в Красногорске и "Техновида" в Белых Столбах офицер рассказывает, что вечером 17 июля 1941 года хоронили русского солдата, который расстреливал их колонну танков и пехоты на мосту у села в течение двух с половиной часов. Дневник этого офицера, обер-лейтенанта Хенсфальда, был обнаружен в 1943-м.

В кадрах хроники немцы купаются, пьют молоко, играют на гитаре, едят арбузы, смеются. Звучит немецкая музыка.

Как защищать Родину

У могилы собрали жителей деревни Сокольничи, и вражеский офицер привел русского бойца в пример — вот так надо сражаться за Родину. Николай Сиротинин (его имя удалось выяснить из документов), пока его самого и его орудие не уничтожили, выпустил около 60 снарядов. Среди потерь противника — 10 взорванных танков, 6 бронетранспортеров, множество солдат и офицеров. Немцы считали, что их обстреливает батарея, а оказалось — один солдат.

Об этом говорит и местная жительница по фамилии Вержбицкая, которая, так уж случилось, знала немецкий язык. Ей офицер поручил передать матери весточку о храбрости сына: вот так каждый немецкий солдат должен защищать свою Родину. Она не решилась это сделать.

При этом солдата мы почти не видим. Он тащит на своей спине ящик с боеприпасами, и вскоре зритель понимает, что уже не в первый раз. Звучит гитара, с эффектом повтора, как будто действие происходит во вневременье. В поле стоит его пушка, солдат спит, мы узнаем его лицо, это актер Артем Куртымов (в то время — студент театрального училища, ныне — еще и известный реконструктор). Затем солдат стреляет.

Героизм русского солдата

Сценарий фильма написала Лилия Боровская ("Колька", "Шоу для одинокого мужчины", "Отъезд", "Дама белая, дама черная", "Игрушки императоров", "Скрипач", "Тихая семейная жизнь", "Пора домой"). В съемках участвовали два военно-исторических клуба из Самары и Казани. Снимали картину в Верхне-Услонском районе в окрестностях села Майдан.

Режиссеру и композитору Татьяне Литовец помогал муж, оператор Сергей Литовец, известный нам по многим лентам, в частности по фильму "В сломанный микроскоп мы увидим Казань" по сценарию Дениса Осокина. Фильм его супруги другой, но здесь в кадре тоже немало интересных деталей: горящее поле, орел-могильник на фоне дыма. Только качество съемки отличает ее от хроники. А в конце — длинный ряд жителей, свидетелей героизма русского солдата.

Старшему сержанту Николаю Сиротинину, говорит Вержбицкая, было 19 лет. Он награжден орденом Отечественной войны посмертно. Позднее его тело перенесли в братскую могилу, а поле распахали и засеяли свеклой. Здесь посреди колхозных владений играют дети с игрушечными автоматами. Один из них кричит: "Колька, ты убит!".