А "Бригантина" плывет

Впрочем, слова песни менялись, меняются и будут меняться многочисленными исполнителями, что совершенно нормально для фольклорного произведения. А "Бригантина" давно стала фольклором! Но музыка более или менее неизменна. Спасибо композитору родом из Барнаула! Причем написал он свой шедевр (то, что помнят и поют столько лет, иначе как шедевром не назовешь, это для песни закон), еще будучи старшеклассником. Был в предвоенной Москве такой гуманитарный вуз — Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), созданный на базе факультета истории и философии МГУ. В этом институте учились такие известные впоследствии поэты, как Борис Слуцкий , Семён Гудзенко , Сергей Наровчатов, Юрий Левитанский , Давид Самойлов ... И — Павел Коган . Родился Павел Коган в Киеве в 1918 году. Когда ему было четыре года, семья переехала в Москву. Поселилась они в только что построенном коттеджном поселке Народного комиссариата финансов, что располагался неподалеку от Белорусского вокзала. Тогда это была типичная московская окраина — район, где проживали извозчики и цыгане. Однажды в соседнем с когановским домом поселилась еще одна семья, приехавшая из Барнаула. И был в этой семье мальчик по имени Жора Лепский, очень любивший рисовать, а также на слух, без знания нотной грамоты, играть на фортепиано. Ребята быстро подружились, несмотря на то, что Павел был на год старше Георгия. Однажды, когда Коган уже был студентом-первокурсником, а Лепский только заканчивал среднюю школу, им вдруг пришла в голову идея сочинить песню — о дальних морях, путешествиях, о людях сильных духом. Тогда как раз прошли по стране экранизации "Детей капитана Гранта" и "Острова сокровищ". Ну и, надо полагать, в напряженной атмосфере 1937 года не хватало какой-то отдушины, какого-то окна на свободу… Георгий Лепский (он родился 23 августа 1919 года в Барнауле) вспоминал спустя полвека: "Меня часто спрашивают: как создавалась "Бригантина"? Просто создавалась: два паренька, почти мальчишки, солнечная комната, старый рояль... Не думалось нам с Павлом Коганом, когда мы строили нашу "Бригантину", что ее плавание будет столь длинным. Да, она плывет — и паруса ее не поникли, хотя прошло 50 лет. В тот солнечный осенний день 1937 года Павел зашел ко мне, как заходил частенько, ведь жили мы совсем близко и дружили уже три года. Безудержный фантазер и мечтатель, забияка и атаман! Его облик поразил меня, может быть, по контрасту, какой-то стремительной мужественностью, резкой решительностью. Но более всего он был поэтом и романтиком, видящим жизнь возвышенно и взволнованно. Мы быстро подружились, виделись почти каждый день. И вот солнечный день в моей комнате. Читали стихи, курили (Павел трубку), я что-то наигрывал на рояле. Не помню, кому из нас пришло на ум песню сочинить, но мы сразу принялись за дело: Павел присел за стол и через несколько минут показал мне первое четверостишие: "Надоело говорить и спорить, и любить усталые глаза... в флибустьерском дальнем море бригантина поднимает паруса". Я никогда прежде не сочинял музыку, да и ноты как следует записать не умел, играл по слуху. Тем не менее, я храбро взял бумажку с текстом и сел за рояль, а Павел пошел в соседнюю комнату дописывать стихи. Тем временем я импровизировал мелодию. Сначала пришла музыкальная фраза на последние две строчки, а потом придумалось и начало куплета. Кажется, не прошло и двух часов, как "Бригантина" была готова к "спуску на воду". Откровенно говоря, авторы остались довольны своим произведением. Понравилось оно и нашим друзьям". Менялся текст песни уже с самого начала. Студент Литинститута Евгений Агранович добавил как определение "флибустьерского моря" слово "в синем", сделав строку более песенной… Кстати, Евгений Агранович, сам написавший впоследствии много известнейших песен, также вошедших в городской фольклор ("Я в весеннем лесу пил березовый сок", "От героев былых времен не осталось порой имен" — из фильма "Офицеры"), так вспоминает атмосферу, в которой родилась "Бригантина": "Увлекательные многочасовые споры школяров и первокурсников, глобальные, глубокие, важнейшие (как мне казалось), некую потребность души наркотически утоляли, но насытить не могли. Оставляли они после себя тревожную пустоту, мертвую надуманность. Говорить и спорить бесполезно и смертельно опасно. А что это — "любить усталые глаза"? Любовь безрадостная, неразделенная... И неотпустимая — ни обнять, ни бросить. Нет поэту опоры ни в любви, ни в шумной ватаге спорщиков. Душа устремилась в дальнее и давнее море, под рваные паруса флибустьерской бригантины. Мы, цвет комсомола, "закаленная сталь" Павла Корчагина, нам ли пить за яростных, не похожих (на кого?) золотое терпкое вино?.. Оказывается, в самой глубине души, куда и не заглядываешь на лекциях и диспутах, мы — флибустьеры и авантюристы... Ужасное недоверие к нашей душной казенной идеологии мы скрывали даже от себя. Величие, пафос... Но теплее была удаль, свобода "Бригантины" с капитаном, обветренным, как скалы". Георгий Лепский вскоре написал еще несколько песен — на стихи того же Павла Когана и его друзей: Сергея Наровчатова, Давида Самойлова, Евгения Аграновича. Потом, в 1939 году, поступил в Московский институт прикладного искусства (был тогда и такой!). Но прямо с первого курса был мобилизован в армию. А еще через два года началась Великая Отечественная война, которую Лепский встретил солдатом срочной службы. Павел Коган. Фото: darminaopel.ru Павел Коган, хотя и имел "бронь" по состоянию здоровья, ушел добровольцем на фронт, стал военным переводчиком, дослужился до звания лейтенанта. В 1942 году вблизи сопки Сахарная Голова под Новороссийском разведотряд, возглавляемый Коганом, попал в окружение, а сам Павел погиб в перестрелке. Было ему 24 года... Георгий Лепский вернулся с войны живым в звании младшего сержанта. Демобилизовавшись в 1946-м, он поступил в Московский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет. "Там еще не было ни Визбора , ни Якушевой, звание "Московский поющий" МГПИ получил несколько позже, — вспоминал Георгий Соломонович. — Однако уже тогда пелись и исполнялись самодеятельные песни, в том числе мои…И с тех пор я не прекращаю от случая к случаю сочинять песни". Окончив МГПИ в 1950 году, Лепский работал учителем рисования и черчения в школе, преподавал изобразительное искусство в МГПИ на факультете начальных классов, позднее являлся научным сотрудником Института художественного воспитания. А "Бригантину" широко запели в 1950-е, с началом бардовского движения, и поют до сих пор! У песни появляются новые строки, а иногда даже новые куплеты. "Невозможно забыть, как впервые услышал свою песню от незнакомых людей в поезде, как московские туристы пригласили меня в 1987 году на огромный слет в Подмосковье, посвященный 50-летию "Бригантины"... Трудно передать мои чувства, когда и ныне на любых концертах "Бригантине" подпевает весь зал", — вспоминал Лепский. Георгий Лепский умер в 2002 году, прожив 82 года. До конца жизни он продолжал писать песни — всего их более двухсот. Был организатором и руководителем детских туристских походов и путешествий по стране. А главное – рядовым русской культуры! ПАВЕЛ КОГАН БРИГАНТИНА Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза... В флибустьерском дальнем море Бригантина подымает паруса... Капитан, обветренный, как скалы, Вышел в море, не дождавшись нас... На прощанье подымай бокалы Золотого терпкого вина. Пьем за яростных, за непохожих, За презревших грошевой уют. Вьется по ветру веселый Роджер, Люди Флинта песенку поют. Так прощаемся мы с серебристою, Самою заветною мечтой, Флибустьеры и авантюристы По крови, упругой и густой. И в беде, и в радости, и в горе Только чуточку прищурь глаза. В флибустьерском дальнем море Бригантина подымает паруса. Вьется по ветру веселый Роджер, Люди Флинта песенку поют, И, звеня бокалами, мы тоже Запеваем песенку свою. Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза... В флибустьерском дальнем море Бригантина подымает паруса... 1937

А "Бригантина" плывет
© Ревизор.ru