Каким был известный кыргызстанский писатель Леонид Дядюченко

Его произведения не включены в обязательную школьную программу, биографию и творчество не изучают студенты литфаков. А наверное, зря. Леонид Дядюченко, которому в этом году исполнилось бы 90 лет, один из немногих русскоязычных писателей, поэтов советской Киргизии, а потом и современного Кыргызстана, актуальных и популярных по сей день даже у молодежи. Особенно у любителей горного туризма и альпинизма.

Каким был известный кыргызстанский писатель Леонид Дядюченко
© Российская Газета

Знаки судьбы

В 1939-м году отцу Леонида - выпускнику Военно-политической академии имени В. И. Ленина Борису Дядюченко - пришло рабочее распределение. Ему предложили переехать в один из нескольких пунктов назначения, в числе которых был Фрунзе (ныне Бишкек). У него нигде не было друзей или родных, да и знал он об этих городах немного. Выбор семье помогла сделать картинка - на настенном календаре с описанием столицы Киргизской ССР было нарисовано аппетитное яблоко.

Леонид Дядюченко - один из четырех детей Бориса - после окончания школы поступил во Фрунзенский политехнический институт на горно-геологический факультет. Работал инженером-геологом в Институте геологии Академии наук. Но любовь к горам, случившаяся с первого взгляда и с подачи старшего брата Андрея, увлекшегося альпинизмом, привела к тому, что он начал писать о суровой красоте ледяных вершин и о людях, которые их покоряли. Леонид был специальным корреспондентом газеты "Советская Киргизия" по Ошской области, сотрудником журнала "Литературный Киргизстан", редактором на киностудии "Киргизфильм".

Незабытая Победа

Писатель и журналист, кинематографист и альпинист, лучший мастер современной русской прозы Кыргызстана - так в честь 90-летия Леонида написал его друг Вячеслав Александров. "Жизнь Леонида Борисовича стала грандиозным тянь-шаньским путешествием: инженер-геолог, альпинист, участник многих экспедиций. Дядюченко был успешным автором, у него вышло в свет 17 написанных книг, среди которых прекрасные посвящения любимому альпинизму. Это получившие общее признание "Без нужды в Зардалю" - о восхождениях Ошских альпинистов на вершины Кызыл-Агын и "Спартакиада"; "Какая она, Победа?" - о парашютном десанте 1968 года на пик Ленина и восхождении 1970 года на пик Победы альпинистов из киргизской команды - Кочетова, Стрельцова и Балинского; "Обратного пути не будет" - о прекрасном художнике-альпинисте Афанасии Шубине; сборник рассказов "Ждите ответа" - повествование о скалолазах-строителях Токтогульской ГЭС. Все, что он писал о горах и альпинистах, было написано с глубоким знанием предмета, поскольку если он сам не всегда был восходителем, то всегда непосредственно участвовал в этих событиях".

У Леонида Дядюченко была еще одна важная тема его творчества - русские исследователи Туркестана, о которых он рассказал в таких книгах, как: "Жемчужина в стене казармы" (о жизни и деятельности Петра Семенова-Тян-Шанского), "Фамильное серебро" (повествование о фамильной династии врачей и геологов Поярковых), "Серебряный Глобус" (о географе Венюкове и ветвраче Ливотове).

Последнее слово

Леня, как его ласково называли друзья и близкие, был не только талантливым, но и невероятно харизматичным, веселым и щедрым. В альпинистском рюкзаке или рабочем кожаном чемоданчике для теплых посиделок с друзьями у него всегда находился четок (небольшая емкость со спиртным) и собственного производства нежнейшее, завернутое в тряпицу сало. При этом Дядюченко был паталогически ответственным человеком и требовал того же и от других. Взять обязательство и не выполнить было выше его понимания. Даже если это стоило ему здоровья. Или жизни...

Последней его работой стала биографическая повесть о Толомуше Окееве из серии "Жизнь замечательных людей Кыргызстана". Дядюченко уже был тяжело болен. Об этом знали в издательстве, но сроки "горели", а подвести он не мог. После сдачи произведения - одна больница, вторая, третья. Врачи пытались помочь, но не смогли. Его не стало 26 августа 2005 года. В последний путь Леонида провожали на киностудии "Кыргызфильм", где он провел значительную часть своей яркой, сложной, полной любви к земле Кыргызстана и жившим здесь людям жизни. Где по его сценариям были сняты такие полнометражные художественные и документальные фильмы, как "Водопад", "Зеница Ока", "Первый", "Советский Киргизстан", десятки "короткометражек" и киноочерков. Где он работал в соавторстве с такими мастерами, как Чынгыз Айтматов и Геннадий Базаров...

Еще одна высота

По инициативе друзей и почитателей таланта писателя - Вячеслава Александрова, Виктора Кадырова, Вячеслава Дубова и многих других - и благодаря их усилиям в Кыргызстане появился пик имени Леонида Дядюченко. Также в его честь установлены памятная доска и табличка на Мемориале альпинистов в Ала-Арчинском ущелье.

Известный кыргызстанский гитарист Алексей Агибалов после смерти Леонида сказал: "Теперь, когда его уже нет с нами, с чрезвычайной остротой ощущаешь, насколько это была значительная личность, насколько самобытен, ярок и многогранен был его талант. Я сомневаюсь, что здесь у нас еще возможно появление такой необычайной человеческой вершины, таящей в себе столько душевного тепла и обаяния".

В 2019 году друг и коллега Леонида фотограф Александр Федоров на собственные средства издал книгу-альбом "Бесконечность в одном кадре". Собственно говоря, это книга о самом Федорове и его соратнике Алимжане Жоробаеве. Но написал ее в свое время Леонид Борисович. Это сборник историй, которые Федоров рассказывал за дружескими посиделками, а Дядюченко записывал. И на юбилей фотографа вручил ему папку с уже набранными на печатной машинке текстами - подарок! "Делай с этим, что хочешь", - сказал Дядюченко Федорову.

Альпинистка Любовь Даничкина в изданной ею "Истории альпинизма Киргизии" посвятила Леониду главу. Она проделала колоссальный труд, собрав не только "рабочие" данные, но и воспоминания современников и друзей Дядюченко о нем, как о человеке и творческой величине. Есть и упоминание об истории создания повести "Сель", когда в конце 70-х годов прошлого столетия на шахтерскую Кызыл-Кию обрушилась страшная стихия. Дядюченко тогда выехал на место бедствия, два месяца жил в разрушенном городе и, помогая пострадавшим, записывал их рассказы. Тогда впервые в литературе Кыргызстана прозвучало громкое предупреждение о недопустимости легкомысленного и потребительского отношения к природе.